Новости

По счету 2:1

По счету 2:1

Стоимость проезда в общественном транспорте увеличится

Два года разговоры об очередном повышении стоимости проезда в общественном транспорте заканчивались одинаково: перевозчики жаловались на неоправданно низкий тариф, пассажиры возмущались качеством обслуживания, власти не давали добро на какие-либо изменения. С 1 декабря привычный сценарий изменится. Стоимость проезда в городском транспорте вырастет на два рубля. Решение об этом принято комиссией по тарифам в правительстве Красноярского края.

— Тема повышения тарифа не нова и всегда вызывает волнение общественности, — рассказал глава правительства Красноярского края Эдхам Акбулатов. — Последние годы мы целенаправленно не давали согласия на изменения, так как понимали, что в кризисное время нельзя оставить людей без поддержки. При этом мы осознавали, что перевозчики оказались в не самом выгодном положении, но тем не менее выполняли свою задачу — перевозили пассажиров. Хочу поблагодарить все автопредприятия за это. Сегодня ситуация складывается так, что не повысить тариф мы больше не можем. Со следующего года у перевозчиков заметно вырастут затраты на фонд оплаты труда, на горюче-смазочные материалы, ремонтные работы. Поэтому требования изменения стоимости проезда были признаны экономически обоснованными, но решение принималось взвешенно с учетом интересов всех. С 1 декабря предельный размер тарифа на проезд в автобусах составит 13, в электротранспорте — 11 рублей.

Перевозчики восприняли новость единодушно — повышение всего на два рубля их разочаровало, они рассчитывали на тариф в 15 рублей. Однако позиция правительства была обозначена четко: до следующей осени стоимость проезда не изменится. Новый тариф коснется 70 автотранспортных предприятий города, обслуживающих 80 маршрутов. Сегодня в них трудятся более 6 500 человек. Ежегодно в одном только Красноярске общественный транспорт перевозит 100 млн человек.

— Даже с учетом повышения тариф все равно остается на уровне ниже, чем в соседних регионах, не говоря уже о столичных городах, — прокомментировал министр транспорта края Захар Титов. — Значимую роль в непопулярном решении сыграли несколько факторов. Во-первых, в соответствии с отраслевым соглашением базовая минимальная тарифная ставка для рабочих АТП I разряда повышается примерно на 10 процентов. Во-вторых, увеличивается размер отчислений во внебюджетные фонды с 26 или 14 процентов (в зависимости от системы налогообложения) до 34 процентов. В-третьих, у предприятий на 42 процента станет больше затрат на тепловую энергию и электричество. В-четвертых, новый подвижной состав закупался в 2007—2008 году. В 2011-м заканчивается срок их гарантийного обслуживания, значит, потребуются дополнительные траты на ремонтные работы.

Пока планируется, что грядущие изменения станут менее чувствительными для тех, кто уже начал пользоваться транспортной картой. По словам министра, для них проезд будет стоить 12 рублей в автобусах, и 10 — в электротранспорте. Сейчас это предложение находится на рассмотрении. Проект с внедрением электронных проездных запустили в городе 1 ноября. Пассажирам предлагается приобретать карту (во всех почтовых отделениях, в магазинах “Командор”, “Красный Яр” и “Каравай”) за 100 рублей, пополнять ее минимальным платежом в размере 350 рублей, а потом предъявлять кондуктору. Проездной считывается тем же мемором, что и социальные карты, а горожане получают возможность не искать мелкие деньги для расчета. Пока безналичная система расчета действует только на муниципальном транспорте, но скоро список перевозчиков расширится.

— Хочу особо подчеркнуть, что сегодня 20 процентов красноярских пассажиров пользуется льготными социальными картами. Эти люди не почувствуют никаких изменений, базовые и дополнительные поездки они будут приобретать по прежним тарифам, — рассказал заместитель главы города—руководитель департамента транспорта Олег Якубович. — Что же касается транспортной карты для всех горожан, то свое согласие участвовать в проекте уже дали 14 коммерческих перевозчиков, которые обслуживают 52 маршрута. Остальные поддержали переход на безналичную систему расчета, но пока еще размышляют, будет ли это выгодно. Помимо создания комфортной системы оплаты проезда для пассажиров мы рассчитываем на заметное уменьшение количества жалоб. Так как половина всех обращений, поступающих в департамент, касается конфликтов при расчете.

По словам директора ГП “Красноярскавтотранс” Марата Саитова, с момента старта проекта красноярцы приобрели 250 карт и совершили по ним более 2 000 поездок. Никаких проблем с проведением транзакций и считыванием карт не возникло. Недавно систему загрузили на полную мощность, и испытания показали, что сбоев не будет при любом количестве активированных карт. К операторам горячей линии, отвечающим на вопросы о социальных проездных, присоединился и специалист по транспортной карте. Но пока звонящих интересует только один вопрос: когда по электронным проездным начнут работать коммерсанты? Предположительно к 1 декабря около 60—65 процентов всех перевозчиков начнут принимать их к расчету.

— Преимущества транспортной карты очевидны. Для пассажиров это быстрота и удобство расчетов, — говорит Марат Саитов. — Особенно это удобно для родителей, чьи дети учатся в школе. Теперь не надо будет давать им мелочь, достаточно пополнить карту. Активно передвигающееся население ощутит экономию, если каждая поездка по карте будет дешевле на рубль. Для перевозчиков тоже есть свои плюсы: как показывает практика, чем меньше при расчете с кондуктором используется наличных денег, тем больше прибыль предприятия. Финансовые потоки становятся более прозрачными, все операции по карте можно отследить. В “Мосгортрансе” при переходе на безналичную систему выручка выросла на 20—40 процентов. Кроме того, при использовании электронных проездных можно получить более точные сведения о пассажиропотоке. Сейчас мы ясно видим, как, куда и сколько раз передвигаются льготники с социальными картами. Если такая же четкая картина будет с обычными пассажирами, можно четче выстраивать городскую транспортную политику. Сейчас ведется много разговоров о том, что стоимость карты могла быть ниже. Да, могла бы, если бы использовались китайские комплектующие, и чип ломался бы при малейшем воздействии. Но красноярские транспортные карты изготавливаются по тем же технологиям, что и самые надежные банковские. И срок их годности при соблюдении условий составляет не два-три года, а восемь лет.

Эдхам Акбулатов после утверждения нового тарифа еще раз обратил внимание на проблему качества обслуживания пассажиров. Министр Захар Титов должен будет в течение ближайших двух недель разработать предложения по изменениям в краевой закон, регулирующий сферу перевозок наземным транспортом. Поправки позволят более эффективно наказывать недобросовестных перевозчиков и, возможно, не допускать их к работе на пассажирском транспорте.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА