Новости

От улыбки станет всем светлей?

От улыбки станет всем светлей?

Когда слова ничего не значат

Зачастую жесты и мимика собеседника говорят гораздо больше, чем его слова. Один только взгляд чего стоит! Посмотрели на тебя презрительно, и разговор дальше не клеится. Или, наоборот, получил сочувствующий взгляд, и в ответ хочется быть искренним и доброжелательным.

Исследования показали: с помощью слов передается только семь процентов от общего количества информации, интонацией — еще 38 процентов. А остальные 55 — благодаря невербальным средствам общения, к которым и относятся жесты, мимика, позы собеседника.

— Человек не может прожить без общения, — говорит психолог Наталья Сотская. — Специалисты разделяют средства общения на две группы: вербальные и невербальные. К первой относятся слова — как в письменной, так и устной речи. Ко второй — жесты, мимика, позы и так далее.

Невербальный язык изучают три науки. Ученые-кинестики рассматривают внешние проявления чувств и эмоций, мимику, жесты, позы, осанку, походку человека. Мимика — движение мышц лица — отражает внутреннее эмоциональное состояние, она способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70 процентов информации, т. е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее трети времени разговора.

Части лица: лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок — выражают основные человеческие эмоции. Такие как страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес. Легче всего распознаются положительные эмоции: радость, любовь, удивление, труднее определить отрицательные — печаль, гнев, отвращение. Важно заметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.

Наука такесика изучает прикосновения во время общения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивания. Проксемика — расположение людей в пространстве.

— То, насколько близко находится собеседник, влияет на ситуацию общения, — рассказывает психолог. — Ученые выделяют несколько дистанций.

В интимную зону — на расстояние 15—45 см — допускаются только самые близкие люди. Исследования показывают, что нарушение этой зоны влечет определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделение адреналина, прилив крови к голове… Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность.

Личная зона — 45—120 см — используется для общения с друзьями и коллегами. Социальная — 120—400 см — обычно соблюдается во время официальных встреч, как правило, с теми, кого не очень знают. Расстояние свыше 400 см — публичная зона, она подразумевает общение с большой группой людей. Например, в лекционной аудитории или на митинге.

Специалисты определили, какие основные сообщения люди передают друг другу в процессе невербальной коммуникации. Например, определяют, кто руководит ситуацией, а кто подчиняется: для доминирующего рукопожатия характерна ладонь, развернутая вниз, для подчиненного — развернутая вверх. Известно, что мужчина при виде понравившейся женщины поправляет галстук. Интересно, что человек имеет целый “букет” сигналов обмана, которые выдают говорящего неправду. Некоторые из них — прикрывание рукой рта, потирание века — сравнительно легко устранимы. Сокрытие других, так называемых микросигналов — расширение или сужение зрачков, испарина на лбу, румянец на щеках — требует длительной тренировки.

— В целом на процесс общения влияет множество различных факторов, — напоминает Наталья Сотская. — Общение начинается с восприятия собеседника, в этом человеку помогают наши органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и даже вкус. Причем у каждого свой ведущий канал. Кто-то легче воспринимает информацию на слух, кто-то — на глаз. И уже в первые несколько секунд мы понимаем, нравится нам человек или нет. Здесь работают разные механизмы: идентификация, рефлексия, стереотипы, убеждения, установки. Не зря говорят: нам нравятся те, кому мы нравимся.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА