Новости

“Машину чувствую нутром”

“Машину чувствую нутром”

Когда автомобиль кормит человека

Захлопываю дверку светлой “шестерочки” и говорю водителю “поехали”! Потом смущаюсь, ведь я не знаю, понял ли меня таксист. О том, как глухие водители умудряются общаться с пассажирами, рассказал опытный неслышащий водитель Сан Саныч. Фамилию, по ряду причин, наш герой не хочет называть.

— Я хотя и не слышу, но понял ваши слова, — угадывает причину моей растерянности Александр Александрович.

В голосе обаятельного водителя, внешне напоминающего актера Гошу Куценко, звучат странные металлические интонации. Слова словно исходят не от человека, а от некоего синтезатора. Такова особенность речи неслышащих людей.

— Я не всегда был глухим. В три года, когда уже умел разговаривать, перенес тяжелое заболевание. Глухота стала осложнением после него, — поясняет Сан Саныч. — За рулем я очень давно. И никаких серьезных дорожных происшествий за все годы со мной не было. Вообще-то я таксовал не всегда. Я же зубной техник по образованию. Успел поработать по профессии. А в начале девяностых под сокращение попал. Вот так и вышло, что теперь машина — кормилица наша. Две дочери подрастают у нас с супругой. Так что только успевай, папа, крути баранку. Деньги семье нужны. И сама машина — существо живое, женского рода, любит уход и внимание. Не будешь на машину тратиться — закапризничает! Вот уже семнадцать лет как я таксист.

С августа 1975 года, в соответствии с приказом Минздрава СССР, лицам с нарушением слуха (включая тотально глухих инвалидов) было предоставлено право управления автомобилем категории “Б”. Однако в недрах нынешнего Министерства здравоохранения, социального развития и труда России с июня 2010 года готовятся поправки к документу, именуемому “Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами и ограничению водительской деятельности”. В этих поправках к ФЗ “О безопасности дорожного движения” такой показатель, как “полная глухота”, предлагается считать поводом для запрета к вождению технических транспортных средств всех категорий.

— Александр, и как вы общаетесь со своими пассажирами, с другими участниками движения, — интересуюсь у таксиста. — С автоинспекторами, наконец? Ведь, как в сегодняшнем нашем разговоре, сурдопереводчик с вами не всегда “случайно” оказывается в вашей машине?

— Обычно я могу прочитать речь собеседника по его губам. В крайнем случае, под рукой всегда блокнот и ручка. Город знаю неплохо. Долгие объяснения не потребуются. И люди тоже с пониманием относятся к моей проблеме. Многим доводилось общаться с глухими, и особых проблем не возникает. Как всякий таксист, вечерами я нередко подвожу подгулявших пассажиров. И что? И с ними нет особых проблем в общении. И ГИБДД не имеет к нам претензий. Добрая половина глухих людей водят автомобиль. Очень многие, как и я, подрабатывают на машине. Сейчас и молодым здоровым людям проблематично найти работу с хорошей оплатой. А инвалиду и подавно.

Общаться с рядом стоящим или сидящим человеком, я понимаю, научиться можно. А вот как неслышащий водитель улавливает звук двигателя — те ли у нее обороты, на той ли нотке поет мотор? И сможет ли услышать сирену от скорой или пожарки, чтобы вовремя их пропустить? Александр уверяет: не то что вовремя пропустит, а наверняка сделает это одним из первых. “Дело в том, что глухой водитель всегда более внимателен за рулем, чем все прочие, — объясняет он. — Я же не заговариваю в машине с пассажирками. Мне просто не видно губ, а значит, их не пойму. В отличие от очень многих водителей, глухие не говорят за рулем по телефону. А включенные мигалки в зеркала всегда увижу. Машину глухие не слушают, они чувствуют ее. Как бы вам это объяснить? Через руль, через педали ощущения идут. По вибрации, по малейшим подергиваниям я сразу почувствую и пойму, что с машиной не так”.

Александр уверен: неслышащие водители менее опасны, чем лихачи, у которых считается пропустить пешехода ниже достоинства. По его мнению, если глухим запретят водить машину, это будет разрушением уклада жизни многих тысяч семей: “Ни на дачу, ни на работу, ни детей увезти в школу или еще куда-нибудь. А для тех, кого руль кормит, трагедия вдвойне. Нам никто другой работы не предложит”.

Инспектор по пропаганде ГИБДД Красноярска Галина Круглова сообщила, что ДТП с участием глухих водителей — очень большая редкость. “Если поднять сводки, может, такие и найдутся, — рассказывает Галина. — Но на память не припомню подобного случая. Они действительно очень дисциплинированные водители. Другие органы чувств, по-видимому, при глухоте обостряются и полностью компенсируют их физический недостаток. Считаю, что запрещать глухим водить машину было бы негуманно и несправедливо. Другое дело — профессиональная водительская деятельность. Я не врач и не вправе давать заключений о степени физических ограничений глухого человека. Но, как пассажир, я бы предпочла, чтобы меня и мою семью вез здоровый водитель. Дело в том, что усталость может накапливаться, и тогда концентрация внимания неизбежно ослабевает. У глухих водителей в том числе. Так что я бы предложила глухим водителям все-таки поискать другую работу и не рисковать собой и здоровьем пассажиров”.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА