Новости
Дом на якорях
Уверенно смотрит в будущее
Бурное развитие Северных территорий шло в 30-е годы прошлого столетия. Это было начало строительства города Игарки, Норильского промышленного района, освоения лесных богатств. Интенсивно развивалось судоходство от Минусинска до Кызыла. Шло освоение боковых рек. Вот почему лозунг первых пятилеток “кадры решают все!” как нигде был актуален на Енисее.
В июне 1930 года приказом народного комиссариата путей сообщения было образован Красноярский техникум водных путей сообщения. Его разместили в помещениях макаронной фабрики и клубе “Водников” по проспекту Сталина. На первый курс судоводителей, судомехаников и гидротехников было подано 1 500 заявлений на 240 мест. Несмотря на трудности организационного периода, был большой энтузиазм, желание учить и учиться.
Методы воспитания в техникуме в предвоенные и военные годы, как и по всей стране, были репрессивные. Об этом красноречиво говорят сохранившиеся архивы. Исключали из техникума за скрытое социальное происхождение, репрессированных родителей, отказ подписаться на Государственный займ, а с 1943 года за те же деяния отправляли в штрафные роты.
В конце 1941года техникум перевели за город в пионерский лагерь “Водник”. Вот как вспоминает это время студент первого курса С. И. Фомин (начальник Енисейского пароходства 1970—1984 годов) “В техникуме разместили военный госпиталь, а мы на себе перетащили все оборудование на новое место. Пионерский лагерь не приспособлен для зимних условий, и мы загоняли тепло — круглосуточно топили печи. Заготовленные дрова закончились в январе, и в топку уходило все, что можно использовать для этих целей в округе. Продержались до 12 февраля 1942года, а затем для занятий было отведено деревянное здание по ул. Дубровинского, 58. Учиться было тяжело, но все понимали, что на фронте труднее”.
Второе рождение техникум получил в 1955 году, когда на базе Пеледуйского Арктического судостроительного училища и Красноярского речного техникума образовали Красноярское речное училище. Профиль подготовки специалистов — среднее звено командного состава для речного флота и младших лейтенантов запаса для Военно-морского флота. В этой связи особые организаторские способности проявил директор техникума, а затем начальник училища И. С. Карякин. За короткое время силами курсантов и преподавателей разобрали, перевезли с Енисейска в Красноярск и собрали четыре восьмиквартирных дома под общежитие курсантов, построили столовую и смонтировали учебное оборудование для кафедры военно-морской подготовки. На первый курс штурманского и судомеханического отделений было принято 120 курсантов со средним образованием, и первого октября 1956 года училище начало работать в новом качестве. Беспокойная натура Ивана Семеновича Карякина не успокоилась на этом, и он добился отвода земельного участка для строительства нового училища недалеко от речного порта и судоремонтного завода, по адресу: переулок Якорный, 3. Однако строительство затянулось. Главная причина — не хватало кирпича. И вот Иван Семенович решился на крайние меры. В нарядах на получение кирпича он дописал нули, и строительство оживилось. Аферу раскрыли, когда здание подвели под кровлю. “Ругали крепко на партийном бюро Кировского райкома, выговор объявили. Однако дело было сделано”, — потом вспоминал Иван Семенович.
Из-за хрущевской оттепели шестидесятых годов в училище постепенно снизились дисциплина и качество подготовки специалистов. Начали накапливаться у руководства пароходства негативные отзывы от капитанов судов, где проходили производственную практику курсанты, отмечались самовольные уходы ребят, набирала силу дедовщина. Возвращать былую славу училища было непросто. Но — получилось. По новому принципу начали формировать строевые подразделения, объединяя первый, второй, третий и четвертый курсы одной специальности в одну роту, а лучших курсантов четвертого курса, отслуживших в Советской Армии, назначать их командирами. Была увеличена роль и ответственность классных руководителей за состояние успеваемости и дисциплины в группе. Начали работать родительские комитеты.
В марте 1981 года начальником училища назначен Валерий Васильевич Корнев. За двадцать восемь лет его руководства у речного училища были подъемы и падения. В это время совершенствовалась учебно-лабораторная база, открыты новые отделения электромехаников, морского судовождения, экологов. Училище стало центром переподготовки командного состава флота Восточной Сибири на тренажерах нового поколения.
В тяжелые девяностые годы прошлого столетия, при отсутствии финансирования из федерального бюджета, жизнь в училище не остановилась благодаря находчивости его руководства. За счет сельхозработ они обеспечили овощами столовую училища, открыли мастерскую пошива форменной одежды. Пожар в училище в 1992 году не сломил Валерия Васильевича. Он сумел с помощью коллектива работников училища и курсантов восстановить здание при активной поддержке пароходства и его предприятий. В этом же году руководство Енисейского пароходства и речного училища, на фоне массового закрытия детских учреждений, клубов, детско-юношеских спортивных школ, сохранили Красноярское детское пароходство, передав его на определенных условиях в состав речного училища.
В конце первого десятилетия двухтысячного года сделан еще один крупный шаг в подготовке специалистов для речного транспорта: Красноярское речное училище вошло в состав Новосибирской академии водного транспорта. Получилась трехзвенная система подготовки кадров, начиная с детского пароходства и заканчивая академией.
Коллектив уже Енисейского филиала Федеративного государственного общеобразовательного учреждения Высшего профессионального образования Новосибирская государственная академия водного транспорта в Красноярске, как сегодня называют “Дом на якорях”, отмечая свое восьмидесятилетие, уверенно смотрит в будущее.