Новости
Как заработать миллион
Можно ли выгодно начать собственный бизнес?
_Во времена Великой депрессии в США был популярен анекдот: “Вчера я взял у вас в библиотеке книгу “Как заработать миллион долларов”, но там половина страниц вырвана! — Ничего страшного, успокойтесь. Полмиллиона вам тоже не помешают”. _
Подобные издания продают и в России, что в кризисные, что в обыкновенные годы — стремление гражданина обогатиться законным коммерческим путем с 1992 года не преследуется Уголовным кодексом. Но в них, как правило, излагаются оторванные от жизни советы; поэтому начинающий предприниматель предпочитает обращаться за рекомендацией или первоначальной помощью или к друзьям, или в банк, или в бизнес-инкубатор. Но пока потребитель ждет, что оттуда вылупится достойное предприятие малого и среднего бизнеса, зоркие банковские аналитики в поисках протянутой за кредитом руки проводят тщательные мониторинги отраслей экономики — сферы услуг, торговли, индивидуальной коммерции. Последний такой достаточно любопытный рейтинг самых выгодных дел “с нуля” опубликовал портал “Банк.Ру”. Конечно, сочетание “с нуля” взято в кавычки не случайно. В 99,9 процента случаев нужны финансовые вложения. Сразу оговоримся, что лотерея, ипподром и валяющийся на тротуаре кошелек в мониторинг не попали. Это из другой области.
Итак, десятка наиболее успешных проектов для начинающих в России выглядит так. На первом месте с конца — доставка пиццы. Просчитано, что арендовать придется небольшое техническое помещение, духовой шкаф и потратить деньги на рекламу. Каждый заказ в среднем приносит несколько сотен рублей. Если повезет — можно расширить бизнес, доставляя обеды в офисы (успешные люди называют такую коммерцию кейтерингом). Казалось бы, в Красноярске все прилавки забиты пиццей, словно мы живем где-нибудь в Милане, к тому же центр прочно оккупировали сети итальянской кухни, с которыми новичку конкурировать бесполезно. А если попробовать силы на окраине, учитывая еще и тот факт, что многие производители вместо пиццы торгуют плохо пропеченным тестом с несвежими помидорами, сыром и грибами?
Затем — рекламное издание. Красноярск по числу газет на душу населения находится на уровне выше среднего в стране (данные Гильдии издателей периодической печати), к тому же некоторые “медиахолдинги” прочно скомпрометировали себя тем, что срывают куш с заказчика на двух-трех номерах, берут кредит и исчезают невесть куда, оставляя после себя кипы непроданных газет в пустой конторе.
Это вряд ли позволит начинающему Руперту Мэрдоку пробиться в краевые рекламные магнаты: в средней полосе России, судя по всему, сделать это легче. К тому же взгляните на любую “бегущую строку” местных телеканалов: “требуется менеджер по работе с клиентами, обаятельный, коммуникабельный, с клиентской базой…”. Читай — умелец выпрашивать деньги на рекламу.
Восьмым номером рейтинга идут кофе-автоматы. По данным аналитиков, сначала надо купить кофемашину (150—200 тысяч рублей), затем установить в крытом людном месте, например, в кино или торговом мегамолле, и “окупить ее за несколько месяцев”.
Дальше — такси. Без сомнения, это самый популярный вид малого бизнеса — красноярцев обслуживают и крупные компании (пять лет назад, в пору расцвета автоперевозок, в городе существовало более 80 фирм такси), и отдельные водители с “гребешком” и лицензией, и простые шоферы легковушек. На каждом углу стоят. И судя по тому, что многие уволенные с заводов мужчины, да и женщины тоже, ушли в частный извоз и на жизнь зарабатывают, эта разновидность предпринимательства действительно держит на плаву людей. Но тоже по-разному: в Красноярске есть полукриминальный теневой рынок такси, под контролем которого находятся самые выгодные линии (до аэропорта, скажем), так что одни “извозчики” имеют себе только на щи, а другие и на жемчуг.
Весьма популярным видом бизнеса остается турфирма, требующая минимума вложений (офис в проходном месте, компьютерная техника и массированная рекламная кампания). Можно поработать с известными брендами, сотрудничая с ними по франшизе — покупке имени. Тогда вы будете включены в глобальную сеть предложений туруслуг. С каждой проданной путевки низовые коммерсанты обычно получают свои 5—10 процентов.
Замыкают первую пятерку обучающие курсы: сегодня модно и полезно заниматься изучением иностранных языков, танцами, единоборствами или просто готовиться к сдаче ЕГЭ. Здесь нужно найти настоящих профессионалов своего дела, предложив им достойное помещение для работы. Предстоит лишь организовать учебный процесс и найти большое число желающих заниматься.
Агентство недвижимости. Вложения также относительно минимальны — офис, телефон и реклама в местных средствах массовой информации. В вашу задачу будет входить сведение продавцов и покупателей недвижимости, а также юридическое оформление договоров купли-продажи-аренды свободных площадей. На работу с каждым клиентом придется потратить от нескольких дней до месяца. На этом можно заработать фиксированную сумму либо процент от сделки, цена которой всегда будет составлять несколько миллионов рублей. Но в Красноярске риэлторский рынок забит до отказа — этому способствовал строительный бум начала двухтысячных годов. Такой рывок показали не все регионы, поэтому предложение банковских аналитиков аналогично медийному старту бизнеса: если вы с детства мечтали продавать чужие квартиры, поезжайте куда-нибудь в Орел…
“Бронзовым призером” стартовой коммерции, как это ни странно, числят мыловарение. Москвичи исходят из следующего соображения: слабый пол падок на красивые мыльца с приятным запахом цветов и фруктов, а хороший брусочек мыла стоит несколько сотен рублей, хотя его реальная себестоимость в разы ниже. В домашних условиях всего за несколько часов можно сварить несколько килограмм качественного продукта и придумать для него привлекательное название.
— Вот знаете, это предложение ни в какие ворота не лезет! — возмущается красноярский финансовый консультант Виктор Прохоров. — На заре своей предпринимательской карьеры мы с компаньонами тоже пробовали варить мыло. И прогорели. Даже не столько из-за конкуренции с мощными отечественными или зарубежными производителями, а из-за того, что сам процесс мыловарения очень сложен и трудоемок. Кустарные затраты на него просто не окупаются.
Итак, у нас остается два сорта малого бизнеса по мониторингу. Это — создание интернет-сайтов, которое по праву считается одним из самых перспективных направлений коммерции. И недорого, и удобно: в среднем виртуальная страница может стоить от 5 до 30 тысяч рублей. Главное тут — блестящая идея и успех предприятия действительно зависит только от вас самих.
Наконец, на первом месте, особенно среди молодежи, — профессия частного фотографа. Если качественный аппарат стоит несколько десятков тысяч рублей, то одна только фотосессия для портфолио обходится клиенту в 10—20 тысяч, съемки свадеб и корпоративов — в 20—30 тысяч. И то в зависимости от состоятельности заказчика.
Виктор Прохоров комментирует этот мониторинг так: “Теоретически идут все виды бизнеса. Но они не адаптированы к реальной жизни. Например, пицца — товар достаточно дорогой в этом сегменте рынка, и больших продаж она не даст. Я посчитал, что в любое из названных дел надо вложить минимум 200—300 тысяч рублей. Но кому и откуда брать их? Безработному? Банк не даст такому кредит. Состоятельному? Посмотрим. Более или менее перспективными я считаю кофе-автоматы, но срок окупаемости их в Красноярске — несколько лет, а не месяцы”.