Персона

Владимир Щербенин: "Мы готовы работать по-новому"

Владимир Щербенин: "Мы готовы работать по-новому"

А вот активность предпринимателей пока низка

К грядущим, поистине революционным изменениям в сфере государственного и муниципального заказа заместитель главы города — руководитель департамента муниципального заказа Владимир Щербенин относится как истинный профессионал. Да, задача поставлена сложная, но не фантастическая. Тем более что торги в виртуальном пространстве для Красноярска не в новинку. Но с января 2011 года на интернет-площадки перейдёт вся Россия. Насколько сложным окажется переход? Этот вопрос мы задали Владимиру Федоровичу.

— В январе 2011 года светлое будущее под названием “электронные торги” не минует и нас, муниципальных заказчиков. Вообще ситуация не новая для нас, и многие участники размещения заказов, будущие подрядчики, безусловно, знают об этом. Напомню, что еще 8 мая прошлого года президент подписал закон с очень длинным названием, который вносит большие изменения в пресловутый закон № 94-ФЗ, в том числе вводит целую новую главу с нумерацией 3.1. Эта глава как раз и регламентирует электронные торги. В течение полутора лет в стране происходила большая работа и методического, и технического характера. Её результаты позволят перейти на электронные торги с 1 января следующего года уже на всех уровнях — федеральном, региональном, муниципальном.

Муниципалитет Красноярска включился в эту работу ещё раньше — два года назад. Мы готовили электронные торги по тем формулам и в соответствии с теми законодательными актами, которые в то время действовали. Это были очень упрощённые процедуры. Таких торгов мы провели порядка трехсот, из них в этом году — 126. Безусловно, это был очень либеральный формат. Ведь процедуры тогда не были столь жестко регламентированы, как сегодня, с введением новых законодательных норм. Но тем не менее небольшая льдинка — триста проведенных торгов — стала вершиной большого айсберга. Мы накопили определённый опыт. И в том числе столкнулись с рядом проблем. Например, процентов десять торгов просто не состоялись. Причина — отсутствие заявок участников. Я считаю, что это трудности роста, поскольку для всех эта тема была достаточно новой, и в особенности для участников. Им надо было получить электронную цифровую подпись (ЭЦП), надо было освоить программное обеспечение, определить для себя регламент работы и оперативно, самостоятельно в неё включиться.

Тем не менее электронные торги показали более высокую степень участия, чем обычные, — в среднем около десяти претендентов на аукционе. Более высоким оказался и процент эффективности — экономии бюджетных средств. Если в среднем по городу он равен пяти-семи процентам, то эффективность “цифрового формата” 15—17 процентов. Однако здесь существовало ограничение — объём заказа при такой форме не мог превышать миллиона рублей. Технически это ограничение можно было и обойти. Например, если объём работ по ремонту дороги оценивается в 15 миллионов, то можно было бы разбить его на 15 участков, каждый по миллиону. Правда, при этом можно в итоге получить 15 разных подрядчиков, что, конечно, будет не очень правильным решением вопроса с точки зрения технологии производства работ. Однако на практике такой ситуации не возникало, потому что понимание участников было адекватным — не вырывать же друг у друга куски дороги по сто метров. Это обойдётся себе дороже. Ведь процесс ремонта технически и организационно сложен — здесь задействованы и техника, и кадры, и материальные ресурсы.

В целом, я считаю, наш опыт электронных торгов оказался удачным. В частности, в текущем году эта форма помогла нам более оперативно реагировать именно на дорожные проблемы. Но главное, что в отличие от многих соседних регионов и мы и наши поставщики научились работать в виртуальном пространстве, сделали самый трудный первый шаг. И то, что произойдет 1 января, уже не застанет никого врасплох.

— Тем не менее новаций, очевидно, будет много?

— С нового года торги перейдут на федеральные площадки. Этих площадок пять. Безусловно, они прошли конкурсный отбор и соответствуют всем нормативным требованиям. Тем не менее существует опасение, что, когда вся страна единовременно включится в этот процесс, этих ресурсов может оказаться недостаточно. Однако организаторы и владельцы площадок уверенно заявляют, что они все осилят. Если говорить о персоналиях, то четверо из пяти участников этого рынка находятся в Москве. Это Сбербанк России — крупнейший системообразующий банк страны. Участники торгов, уже имеющие опыт работы на площадке Сбербанка, высказывают положительные мнения о качестве работы этого ресурса. Другими организаторами площадок являются Московский тендерный комитет, Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ), Российская товарно-сырьевая биржа (РТСБ). Последняя площадка ещё новый участник и сейчас находится в процессе становления. Однако РТСБ, как и ММВБ, имеет колоссальный опыт в организации различного рода торгов.

Единственная инорегиональная площадка находится в Казани. Её владельцем является государственное предприятие — Агентство по размещению заказа и инвестициям. К сожалению, многие площадки, которые создавались в других регионах, не прошли конкурс — требования были очень высокими. И это понятно, ведь здесь будет торговать вся Россия, и сбоев быть не должно.

— А в чем состоят основные преимущества предложенной стране новой схемы проведения аукционов?

— Самое важное отличие новой схемы торгов — уменьшение человеческого фактора. С нового года между заказчиком или уполномоченным органом, с одной стороны, и подрядчиком, с другой стороны, связующим звеном станет машина, которая полностью контролирует ход торгов и соблюдение регламента. Если регламент нарушает заказчик, то торги тут же прекращаются и, говоря профессиональным языком, падают в архив, откуда информацию по ним получить назад невозможно. Значит, надо назначать новую процедуру, а заказчик получает отрицательную оценку, ибо все торги в автоматическом режиме контролирует ФАС России. А отрицательная оценка — это соответствующая статья Кодекса административных нарушений и немалые штрафы, которые накладываются на должностных лиц. Если же не выполняет условия контракта поставщик, то он тут же попадает в чёрную книгу — реестр недобросовестных поставщиков. Это означает, что ответственность и заказчиков, и поставщиков должна резко увеличиться.

Но самое главное, что дает электронная форма, это анонимность. Организаторы утверждают, что на этапе проведения этих процедур сговор между участниками невозможен. Поэтому я лично, как один из организаторов электронных торгов в Красноярске, всячески приветствую дальнейшее развитие этой формы.

— Многие из представителей бизнеса, участвовавших ранее в муниципальном заказе, выражают обеспокоенность тем, что к заказу получат доступ предпринимательские структуры из других регионов, и конкуренция резко возрастет.

— Разумеется, определённые опасения существуют. Пока рынок сложился на территории Красноярска. По результатам работы этого рынка, по исполнению контрактов выявились те, кого мы относим к надёжным поставщикам. А есть и такие структуры, с которыми лучше не связываться. Мы их знаем. Безусловно, нет каких-либо законных механизмов, позволяющих оградить муниципальный заказ от таких поставщиков и подрядчиков, но понимание, кто есть кто, всё-таки имеется. С нового года в торгах по нашему муниципальному заказу сможет принять участие вся Россия. И победителями могут оказаться недобросовестные фирмы, которые уже “наследили” в своих регионах. Электронные торги откроют им новое поле деятельности. Эффективных методов противодействия таким поставщикам нет. Нам придется заключать с ними контракты, строить графики работ и полностью контролировать исполнение. Мы можем в итоге и разорвать контракт, если условия не выполнены. Но вёе это будет происходить уже за пределами электронной площадки.

Однако есть и некоторые элементы, которые должны расставить всё по местам. Прежде всего фирма должна аккредитоваться на территории электронной площадки, затем открыть там свой счет и разместить средства на нём. И поскольку условия контракта предусматривают финансовое обеспечение, то с этого счёта автоматически списывается требуемая сумма. И если фирма, победив на торгах, отказывается заключить контракт, то эти средства не возвращаются.

— В теории всё выглядит достаточно просто. Но готовы ли мы сегодня к таким новациям на практике?

— Есть то, что беспокоит. Все структуры администрации города уже прошли обучение, знакомы с условиями работы федеральных электронных площадок, нормативными документами. Для этого организовывались различные семинары, иные мероприятия. А вот активность предпринимателей, к сожалению, очень низка. Ими просто никто не занимается. За исключением ряда коммерсантов, которые предложили платные обучающие курсы, причём весьма не дешёвые, хотя и, несомненно, полезные. И всё же эти курсы охватывают единицы предпринимателей.

Почему меня это беспокоит? Я, как организатор, провожу вместе с площадкой аукцион. Поставщик, не изучив внимательно свои обязанности, допустил ошибку. Машина его не приняла и сбросила аукцион в архив. Значит, надо проводить торги заново, а это — время. В любом случае аукцион пройдёт — информация по нему за 20 дней размещается на сайте. Затем торги, и на 11-й — 20-й день заключается договор. Плюс задержки, связанные с технологией работы площадки. Сбербанк озвучил нам следующие сроки. Короткий аукцион (до трёх миллионов рублей) — от 23 до 29 дней. Длинный аукцион (свыше трех миллионов) — 29—37 дней. Поэтому нам важно, чтобы участники торгов были квалифицированными.

— Как смогут проследить за муниципальным заказом красноярские предприниматели?

— Кроме информации на федеральной площадке, на сайте администрации города будет размещена вся необходимая информация, чтобы красноярцы могли принять участие в конкурсе. С нашим сайтом предприниматели уже привыкли работать. Мы намерены уделять большое внимание информационному обеспечению, чтобы облегчить доступ нашим надежным поставщикам на федеральные площадки.

— Какова технология торгов и что необходимо сделать предпринимателям, чтобы принять в них участие?

— Прежде всего, они должны получить электронную цифровую подпись. Для этого они идут в соответствующий удостоверяющий центр (лучше сертифицированный). То есть центр, который имеет все необходимые лицензии. Таких центров мало, но на территории Красноярска есть несколько их филиалов. Необходимо не только получить ЭЦП, но и освоить работу с этим программным обеспечением.

Второе действие. Ни один предприниматель не может прийти на электронную площадку в любой момент. Он должен там аккредитоваться предварительно. Представить все свои документы: уставы, документы о назначении директора, банковские реквизиты и т.д. Документы предоставляются в электронном виде, заверенные ЭЦП. В течение трёх дней они рассматриваются. После этого заявитель вносится в реестр, и ему открывают счёт, на который необходимо внести средства, которые будут использоваться в обеспечение заявки. В начале ноября президент подписал закон, согласно которому для малых предприятий сумма обеспечения снижена с пяти процентов от суммы контракта (как у других субъектов бизнеса) до двух. Это своего рода вступительный взнос, который подтверждает серьёзность ваших намерений. Надо понимать, что тем, кто не победил в аукционе, этот залог возвращается. Но те, кто выиграл и отказался заключать контракт, залоговую сумму теряют. Это общепринятая аукционная практика, которая призвана защитить торги от игроков, бездумно снижающих цену. А дальше вы ищете интересующий вас аукцион и заявляете себя в качестве участника. У вас автоматом снимается (точнее, блокируется) сумма обеспечения. Система определяет дату и время начала аукциона и заранее сообщает об этом участникам. Кстати, сами участники полностью анонимны. В торгах они обозначаются определёнными номерами.

Но вот аукцион начался. У участников есть десять минут, чтобы сделать свои предложения. Если, к примеру кто-то такое предложение сделал, то у остальных опять-таки есть десять минут, чтобы оценить свои возможности и либо отказаться от дальнейшего участия, либо предложить более выгодные условия заказчику. Если же в течение десяти минут новых предложений не последовало, объявляется так называемая переторжка, во время которой определяются те, кто занял второе и третье места. Для чего это делается? Если победитель по каким-либо причинам не подписывает контракт, то заказ может быть передан тому, кто занял второе место, и т.д.

Кстати, победитель по цене вовсе не обязательно станет победителем торгов. Во-первых, прежде чем аукцион состоится, наша городская комиссия, предварительно изучив предложения участников аукциона на соответствие условиям поставки, выносит решение, какие номера допускаются к торгам (персональная информация нам пока не известна). Лишь после завершения торгов мы получаем полную информацию о победителях, в том числе все представленные ими документы. Вновь собирается комиссия. На этом этапе по ряду причин контракт может быть заключен не с тем, кто выиграл по цене, а кто занял второе или третье место.

А дальше — самое интересное. Нет никаких бумажных договоров с синими печатями. Заказчик в течение пяти дней отправляет свой контракт площадке, которая фиксирует его и в течение часа сбрасывает победителю. А тот в свою очередь может еще пять дней изучать договор. Затем подписывает его электронной цифровой подписью и отправляет площадке. Та в оперативном режиме направляет контракт заказчику.

Очень важным обстоятельством является то, что все контракты должны быть гарантированы исполнителем. Речь идет либо о залоговой сумме в размере до 30 процентов от стоимости контракта, либо о банковской гарантии (которая также не бесплатна), либо о поручительстве компаний, имеющих активы на сумму не менее 300 миллионов рублей. В любом случае поставщик обязан предоставить заказчику документы, подтверждающие, что он выполнил условия по финансовому обеспечению контракта.

— Какова минимальная сумма электронного аукциона?

— Все поставки на сумму свыше 100 тысяч рублей должны пройти процедуру торгов. До 500 тысяч рублей — путем запроса котировок, свыше 500 тысяч — через открытый аукцион. Таковы сегодняшние параметры. Однако инициаторы электронных торгов заявляют, что с первого июля 2011 года либо с 1 января 2012-го запросы котировок, как неконкурентная форма, будут ликвидированы, и все торги будут проходить только в электронной форме. Тогда объёмы ещё более возрастут.

Хотелось бы, чтобы процесс освоения новых механизмов прошёл наименее болезненно. С электронными торгами в стране связывают большие надежды. Ведь это совершенствование закона № 94-ФЗ, который является одним из краеугольных камней антикоррупционной стратегии. И практика показывает, что несмотря на многие издержки, отношение к государственным и муниципальным контрактам меняется в сторону роста ответственности всех, кто занят в этом сложном процессе.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА