Новости
Нам нужен город-гаджет
Без внедрения инноваций территория перестанет развиваться
О необходимости экономить ресурсы сегодня не говорит разве только ленивый. Правительство Российской Федерации поставило перед регионами задачу уже в 2010 году начать работу по формированию энергоэффективной политики. В процесс перевооружения, сокращения расходов потребления электроэнергии, воды и тепла вовлечено и население нашей станы. Однако не все граждане понимают, почему они должны тратить деньги только на то, чтобы начать учитывать потраченные ресурсы. Ведь установка счётчиков, которая должна произойти в обязательном порядке в домах каждого муниципального образования, ещё не гарантирует экономии карманных средств потребителя.
Накануне Красноярского экономического форума, который пройдёт в нашем городе в феврале 2011 года, в Абакане собралась представительная комиссия, в которую вошли члены правительства Хакасии и Красноярского края. Прибыл на совещание и аналитик, руководитель проектного направления фонда “Центр стратегических разработок “Северо-Запад” Дмитрий Санатов, который попытался ответить на вопрос, зачем придерживаться принципов энергоэффективности, и рассказал о преимуществах ресурсоэффективного города.
— Наверное, всем известно, что состояние коммунальных сетей в городах России, мягко говоря, не в лучшем состоянии. Есть ли основания говорить сегодня о необходимости экономить ресурсы в среднестатистическом городе?
— Сегодня есть два основания, что бы формировать ресурсоэффективный город, — отвечает Дмитрий Васильевич. — Первое — повышение эффективности существующих производств, которые должны предоставлять рабочие места и налоги в последующие 10—15 лет. А второе — возможность создания новых производств. Поскольку наш фонд консультирует и промпредприятия, зачастую мы сталкиваемся с такими ситуациями, когда инвесторов уже не устраивают те инфраструктурные возможности, которые существуют в наших городах. Это связано и с качеством предоставления услуг, и с ценником на них. Главная обсуждаемая модель у инвесторов — это энергоэффективный город.
— Что из себя представляет такая модель муниципального образования?
— Чтобы достичь энергоэффективности в разных секторах экономики, мы должны пройти, как минимум, четыре развилки. Первая — это расширение или уплотнение городского развития. Например, в Абакане сложилась такая ситуация, что у города оказались ограничены территориальные ресурсы для роста. То есть уже нет новых земель, чтобы их застраивать. Но плохо ли это? Многие западные города в своих стратегиях прописали ограниченный рост. То есть — уплотнение городов и сокращение границ. Кроме того, некоторые эксперты по экологическому строительству считают, что эффективный город — как раз плотный и ограниченный в сторону роста.
Вторая развилка связана с параметрами ресурсоснабжения. Это централизация и децентрализация. Мы рассматривали опыт Псковской области. Например, в Великих Луках функционируют две котельные — одна на угле, другая на местных видах топлива. Модернизировать и привести в состояние нормального функционирования можно было обе котельные, однако более дешёвым решением оказалась реконструкция одной из них и прокладка трубопровода между районами (расстояние приемлемое, чтобы иметь достаточный уровень эффективности). И за счёт реконфигурации сети эта проблема легко решилась: снабжение централизовали. Но в целом вопрос с централизацией или децентрализацией теплоисточников — проблема, которую мы просмотрели. Сейчас технологическое возможности, которые давно существуют в мире и постепенно выводятся на российский рынок, позволяют экономить электроэнергию, тепло- и водопотребление в существенном объёме. Например, использование дождевой воды и энергоэффективные пассивные дома — продукты, которые всерьёз обсуждаются и продаются за доступную цену на Западе. За счёт этих технологий мы пытаемся сэкономить 10—20 процентов тепла, но если считать в масштабах всего города, то централизованные системы в какой-то момент могут обрушиться из-за избытка производства ресурса.
Третья развилка связана с параметрами функционирования рынка недвижимости. Здесь тоже предпосылки созданы имеющимися технологическими разработками. То есть дома строятся не просто как бетонные коробки, а как гаджет, которым можно управлять. Это связано с утеплением и управлением потребления в доме.
И последняя развилка касается транспорта. Экономисты и эксперты в этой отрасли утверждают, что, не экономя на перевозках и не создавая новые возможности для развития экологического транспорта, мы консервируем грязные, высокоэнергоёмкие города. То есть нужно не просто регулировать транспортные схемы, необходимо создавать возможности для развития экологического транспорта. Это очень важный факт в плане достижения энергоэффективности. Например, Псковская область, в которой мы проводили исследование, имеет мелкодисперсную систему расселения — очень много маленьких населённых пунктов и небольших источников теплоснабжения. Большинство из них имеют плохие показатели экономической эффективности. Но многие могут быть модернизированы, а возврат средств, потраченных на это, произойдёт через тариф. Мы подсчитали: модернизация источников теплоснабжения 26 муниципальных образований позволит получить максимальный уровень экономии в 167 млн рублей в год.
— И это только за счёт инновационных решений! А если ещё и поработать с потребителем?
— Известно, что муниципалитеты зачастую повышают нормативы потребления по причине неэффективно организованного процесса производства ресурса. За счёт работы с потребителем и реструктуризации бизнес-процессов на предприятиях мы можем добиться не менее 20 процентов экономии. К этому можно прибавить использование более дешёвых видов топлива, как правило, местных, которые есть во всех регионах. Мы посоветовались с компаниями из Дании, Германии, взяли несколько российских, которые занимаются малой энергетикой, и рассчитали, что 20 котельных можно перевести на местные виды топлива.
— Но в таком случае на строительство новой модели энергоэффективного города уйдёт немало времени.
— На проектирование новой модели ресурсоэффективного города, в котором важную часть занимают энергосберегающие программы (и являются рычажным толчком), необходимо 5—7 лет. А когда мы получим первый результат, можно его проанализировать и запустить в производство. Но программу энергоэффективности можно выстроить, только если будет понимание того, что произойдёт с городом.
— То есть энергосбережение невозможно без программ комплексного развития территории?
— Да, в противном случае это будет просто модернизация. Да, мы усовершенствуем сети, но они будут рассчитаны на ту мощность, которая была заложена при проектировании города. А нам нужно понимать, насколько изменится потребление. Спрогнозировать это возможно только на стадии комплексного проектирования мегаполиса. Вся проблема в том, что сейчас происходит настолько сильный технологический скачок, что последствия, вызванные им, произойдут очень быстро — за 7—10 лет, в которые будут внедрены новые решения.
— А если замедлить внедрение новых технологий, или вообще пока приостановить их вхождение в экономику?
— Города, в которых новые решения не будут внедряться (я говорю об энергоэффективных домах, возобновляемых источниках энергии, биотопливе), окажутся в состоянии вечно убывающих, закрывающихся рынков. Они всегда будут работать с теми секторами, которые создавались раньше. То есть движения вперёд не будет. А этого допустить никак нельзя.
Справка “Городских новостей”
Дмитрий Санатов
Руководитель проектного направления Фонда “Центр стратегических разработок “Северо-Запад”.
Родился 19 сентября 1984 года в Ленинграде.
Сфера интересов: стратегический консалтинг для государственного и корпоративного секторов.
Образование: закончил Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) по специальности “экономико-географ”.
Аспирант кафедры экономической и социальной географии СПбГУ.
Профессиональный опыт:
2003—2006 гг. — ФГУП “РосНИПИУрбанистики” (инженер-экономист).
2005—2006 гг. — ООО “Ленигпрогор” (консультант).
С 2006 г. — ЦСР “Северо-Запад” эксперт, главный специалист.
С 2010 г. — руководитель проектного направления.
Эксперт в рамках проектов:
Стратегии социально-экономического развития Пензенской, Иркутской, Архангельской областей, Республики Коми, Республики Мордовия и Удмуртской Республики.
Стратегии социально-экономического развития городов Сургута и Нефтеюганска.
Анализ перспектив технологического развития регионов России в рамках проведения научно-технологического форсайта РФ.
Руководитель рабочей группы проектов:
Программа социально-экономического развития Архангельской, Пензенской, Иркутской, Кемеровской, Смоленской областей и Республики Мордовия.
Концепция создания и технико-экономического обоснования технопарка высоких технологий в г. Ханты-Мансийске.
Разработка технико-экономического обоснования создания технопарка в городе Тольятти.
Разработка предварительного технико-экономического обоснования проекта создания поселения специалистов (и их семей), задействованных в процессе строительства и эксплуатации. Балтийской АЭС (БтАЭС).
Разработка системы показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти области и структурных подразделений аппарата администрации области.
Реформирование жилищно-коммунального хозяйства Псковской области.
Программа социально-экономического развития Иркутской области на 2011—2015 годы.