Новости

Потерянный во времени

Потерянный во времени

Самолёт ждал встречи с людьми 67 лет

Кажется, война далеко. Но человеческая память вновь и вновь обращается к тому тревожному времени, тем более что не найдены ещё останки солдат, которые сложили голову за своё Отечество, за родных. А, говорят, война продолжается, пока не похоронен последний солдат…

По нашему краю во время войны пролегали две воздушные трассы: “Аляска — Сибирь” и перегонная трасса с авиазаводов Комсомольска-на-Амуре и Иркутска. Именно с Иркутского завода № 39 летел “Ил-4”, потерпевший катастрофу предположительно у д. Белорусская Советского, ныне Березовского, района. Об этом страшном событии мы, поисковики школы №148 Красноярска, узнали от подполковника, руководителя музея авиации Вячеслава Викторовича Филиппова, который ежегодно работает в подольском архиве и привозит уникальный материал для поисковых групп Красноярска. Всего, по данным этого архива, на территории нашего края в годы войны произошло 57 авиакатастроф. Вот они — нераскрытые страницы Великой Отечественной! Ведь в Красноярске самолёты ожидала дозаправка, короткий отдых, а дальше — фронт! Но долетали не все. Навеки остался у д. Белорусская, которой уже не существует, и “ИЛ-4”. По крупицам был собран и восстановлен уникальный материал о трагедии 6 мая 1943 года. 18 мая 1943 года у деревни, на поляне, приземлился кукурузник, из него вышли три воентехника из Канска, они объяснили, что где-то недалеко разбился самолёт и надо его найти. Да, действительно, над Лысой горой постоянно пролетали самолёты, именно здесь пролегала трасса. Люди привыкли к шуму моторов, но взрыва никто не слышал. С воентехниками пошёл проводник — Семён Иванович Блестов. Их не было трое суток. Вернувшись, они рассказали, что нашли самолёт далеко в тайге, километрах в тридцати от Белорусской, летчиков похоронили там же.

Из данных Подольского архива: “6 мая 1943 года самолёт вошёл в облачность, летчик развернул самолёт вне видимости земли и сорвался в штопор, врезался в землю. Экипаж погиб”. Погибли старший лейтенант Александр Константинович Бондарев и борттехник Николай Иванович Шелакин.

Анна Егоровна Якимова, жительница д. Белорусская, вспоминала: “В 1943 году мне было 14 лет. К моему отцу приходили техники из Канска что-то ремонтировать. Потом они взяли Блестова и полетели в тайгу, чтобы вместе с ним пройти до места падения самолёта. Один из пилотов, по-видимому, после прыжка из самолёта при приземлении зацепился стропами парашюта за ветви большой сосны, да так и повис на ней с переломанными руками… Предполагаю, что ему пришлось прыгать вниз. Наверное, он и вытащил того, с обгоревшими ногами”. Воентехники завернули лётчиков в парашютную ткань и похоронили. Покидая Белорусскую, они подарили карту местности, по ней к месту захоронения ходили охотники, в том числе и сын Блестова, но ничего не нашли. Так, за 67 лет никто и не пришёл, не поклонился лётчикам или всё-таки кто-нибудь там был и что-нибудь видел? Этот вопрос мы задавали себе с сентября 2009 года и летом прошлого года начали поиски разбившегося самолёта. Стали искать свидетелей того события. Люди с удовольствием вспоминали прошедшее, но мы не могли подобраться к цели поиска. Помощь пришла от человека, родившегося после войны, но знающего всех в округе по именам — руководителя Вознесенского сельского Совета Владимира Павловича Матанина. Он указал адреса старейших жителей сёл Вознесенки и М. Кускунки. В результате мы вышли на Василия Андреевича Аксёнова, работавшего трактористом в колхозе “Красный факел”. Василий Андреевич подтвердил, что за Б. Кускуном, далеко в тайге, лежал самолёт.

Первая наша экспедиция окончилась неудачей. Мы не нашли место падения самолета. Решились отправиться в путь повторно, но осенние затяжные дожди не располагали к поиску. Нужен был транспорт. Нам повезло: директор техноцентра “Николаевский” Леонид Анатольевич Клюев просто проникся нашими проблемами, и 3 октября 2010 года мы выехали на поиски! Прошла экспедиция на редкость удачно! Мы мечтали найти хоть маленькую деталь самолёта, а нашли разбившийся, врезавшийся в сопку “Ил-4”. Мы — это А. А. Урбанович, проводник, Л. А. Клюев, его друг и тоже водитель-экстремал, О. В. Поспелов, археолог, учитель истории В. А. Погудин, ученик 7 класса Саша Бехлер и я, автор этих строк.

Стоя у обломков самолёта в Малиновом урочище, понимаешь, насколько ужасна была смерть лётчиков. Груда искорёженного, обгоревшего металла, расколовшийся надвое мотор, обшивка самолёта раскидана по всей поляне…. Металлодетектор реагировал даже в тех местах, где просто росла трава. На многих деревьях остались раны — осколки самолёта застряли в стволах. Огромная старая осина — свидетель катастрофы — согнулась пополам, её ствол обуглен. Именно на неё пришёлся основной удар.

Мы искали самолёт, а нас тоже искали! Родной племянник Николая Ивановича Шелакина, Иван Федотович Шелакин, дал обещание своему отцу, что найдёт место захоронения его брата. Все Шелакины — родом из д. Красавка Самойловского района Саратовской области. Именно там стоит обелиск с именами погибших в годы Великой Отечественной войны. Там высечено имя и Николая Ивановича Шелакина. Прочитав статью в газете “Хакасия”, в которой говорилось в том числе и о погибших около д. Белорусская лётчиках, Иван Федотович обратился к нам за помощью. Но дело сделано лишь наполовину. Да, мы нашли место падения самолёта, но не нашли похороненных там летчиков. Так что впереди, может быть, ещё не одна экспедиция. И мы надеемся, что в скором времени на трассе “М-53”, у Малинового поворота, будет стоять знак в память о погибших лётчиках.

Т. А. БОКОВИКОВА, руководитель литературно-краеведческого музей “Наследие” школы № 148 Ленинского района

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА