Проспект культуры

В Красноярске открылась выставка московского фотографа-профессионала Александра Лыткина

Он собрал в одной коллекции снимки 140 спектаклей из разных уголков планеты.

В Красноярске открылась выставка московского фотографа-профессионала Александра Лыткина
Теневой театр Ричарда Бредшоу. Австралия, 1976 год.

Эта экспозиция, без всякого сомнения, заинтересует каждого. Потому что она пропускает зрителя в закулисье кукольного театра. Известный московский фотограф-профессионал Александр Лыткин собрал в одной коллекции снимки 140 спектаклей из разных уголков планеты. Экспозиция редких кадров называется «С куклами вокруг света» (6+) и будет работать по 16 июня в Доме художника (пр. Мира, 56).

Эта выставка была подготовлена к столетию Сергея Владимировича Образцова, основателя главного театра кукол России (род. 22 июня (5 июля) 1901 года. — Прим. ред.).

Он буквально всколыхнул кукольный мир, сумел сделать так, что именно туда шли работать лучшие художники, актёры и режиссёры. Это время — с 1976 по 1991 год — считается золотым веком одного из древнейших видов искусств.

Вообще, уже на входе в зал, где выставлены снимки, испытываешь некоторый шок. В хорошем смысле слова, потому что перед тобой как будто открывается занавес. Оказывается, кукольный театр — это невероятное разнообразие, серьёзнейшие темы, множество манер, традиций. Даже материалов, из которых готовятся куклы, — огромное количество.

Например, у труппы Монестье (Франция) герои рождаются прямо на глазах у зрителей, из самых обычных предметов типа салфетки или просто листа бумаги (как в спектакле «Птица... летит»). Это куклы-знаки, которых оживляет человек, и выполняют они вполне осмысленную философскую функцию.

Театр кожаных кукол. Индия, 1979 год.
Театр кожаных кукол. Индия, 1979 год.

Рядом — «куклы на потыках», деревянные фигурки на палочках. Это тоже знаки, они могут только перемещаться по сцене, их движения очень примитивны. Другое дело — теневой театр, который, как считают учёные, зародился в Индии примерно две тысячи лет назад. Здесь используются фигуры из кожи, тоже плоские, но мелкие детали удивительно тонко проработаны. Управляют ими с помощью бамбуковых палок, экраном служит белая ткань, а изображения подсвечиваются светильниками. В некоторых представлениях участвуют 180–200 кукол! А традиционный спектакль в Индии может длиться... до 70 дней, по девять часов каждые сутки в тёмное время. Кстати, можно с уверенностью сказать, что теневой кукольный театр — древнейший прототип кино.

Со снимков на нас смотрят великие кукольники: Хенрик Юровский, Валерий Вольховский, Бруно Леоне, Альбрехт Розер, Филипп Жанти, Эриу Басе... Среди них, конечно, особняком стоит Сергей Образцов. Но есть и другие наши соотечественники, как, например, Реваз Габриадзе, чьи философские притчи «Адольф и Виолетта», «Осень нашей весны», «Дочь императора Трапезунда» и «Сталинград» признаны мировыми шедеврами. Интересно, к слову, то, как Габриадзе увлёкся куклами. Однажды в Ленинграде он спрятался от дождя под крышей театра и неожиданно встретил там марионеток. Это была любовь с первого взгляда.

Студенты-кукловоды. Тбилиси, Грузия, 1981 год.
Студенты-кукловоды. Тбилиси, Грузия, 1981 год.

В экспозиции можно увидеть не только снимки. Здесь представлены настоящие большие театральные куклы, это очень любопытно — не каждый день «общаешься» с подобными артистами вот так, накоротке.

Но изюминка выставки, конечно же, фотоматериалы, связанные с жизнью и творчеством Сергея Владимировича Образцова. Снимки чёрно-белые. И это очень хорошо, потому что они возвращают зрителей (тех, кто постарше, разумеется) во времена, когда телевизоры в СССР ещё не были цветными. А где ещё могли советские люди из глубинки увидеть знаменитого мастера-кукловода?Вот он, маэстро Образцов с Майей Плисецкой, с мультипликатором Вячеславом Котёночкиным, в домашнем кругу. Со своим любимым Тяпой, малышом с удивлённым личиком, который «родился» ещё в 1928 году. Они такие же, как на экране старенького «Рекорда».

Блистательный конферансье Аркадий Апломбов из «Необыкновенного концерта». Из того же спектакля — латиноамериканское трио с песней «Ай-яй-яй, компанья», что, по словам ведущего, в переводе означает «Ой-ёй-ёй, коллектив». И вымышленная певица из Франции Мари Жють (не иначе как Мирей Матьё).

На «Необыкновенном концерте» выросло не одно поколение. Ему выпала самая счастливая из возможных в этом жанре судеб — он был растащен на цитаты и вошел в разговорный обиход.А Сергей Образцов навсегда вошёл в историю. Скончался он в 90 лет. Незадолго до этого заявил: «Умирать надо в 60. Тогда на похоронах смогут сказать: «Он столько мог бы еще сделать!» А сейчас что тут сказать? Я все сделал...»

Ян Бассел и его ослик Маффин. Англия, 1976 год.
Ян Бассел и его ослик Маффин. Англия, 1976 год.

Интересно

Британская супружеская пара Энн Хоггарт и Ян Бассел в середине прошлого века придумала для своего кукольного театра забавного персонажа — ослика Маффина. В 1946 году он стал главным героем появившейся на английском ТВ детской передачи. Наш Сергей Образцов увидел программу во время лондонских гастролей. Благодаря ему с осликом познакомились и дети в СССР. А сам Маффин, можно сказать, стал предтечей Хрюши, Степашки и других полюбившихся всем персонажей из телепередачи «Спокойной ночи, малыши».

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА