Новости
Суриков: Художник или губернатор?
Почему наши дети не ходят в музеи
В культурном отношении Красноярск уникальный город. Но особо, наверное, известен он как город художников. Существует даже такой термин — “Красноярская художественная школа”, что доказывает самобытность и значимость изобразительного искусства нашего региона. Родоначальником этой школы по праву считается один из величайших художников мира, наш земляк Василий Иванович Суриков. Помнит ли Красноярск Сурикова, как нам сохранить и приумножить наследие художника? Об этом говорили в нашей редакции участники круглого стола.
Наталья Малащук, руководитель главного управления культуры администрации Красноярска:
— Если мы посмотрим все стратегические программы развития Красноярска, то поймём, что сохранение истории и культуры — это одно из ключевых направлений в его развитии. В городе сегодня есть два музея, связанных с именем Сурикова. Это музей-усадьба, где когда-то родился и жил художник, и художественный музей имени В. И. Сурикова, который имеет богатые фонды (в том числе и работы Сурикова) и сохраняет, пропагандирует наследие великого русского художника. Есть у нас детская художественная школа, которую основал Суриков, художественное училище, Художественный институт, Академия художеств. Несомненно, один из главных проектов, связанных с историей, культурными традициями Красноярска, — Зимний Суриковский фестиваль искусств. В этом году он прошёл пятый раз, объединив лучшие творческие силы города и края. Фестиваль стал местом культурного диалога, переплетения традиций и новаторства, идей и ресурсов власти, бизнеса и общественности. Основная цель проекта — приобщение жителей Красноярска к достижениям современной культуры города, основанным на традициях культурного наследия, — реализуется через привлечение внимания к биографии и творчеству великого живописца, популяризацию классического и изобразительного искусства. Одним из самых ярких событий за эти годы стали: церемония открытия памятника Сурикову в сквере возле Покровского собора, исполнение сочинения аргентинского композитора Хорхе Боссо “Я — Суриков, русский казак”. В этом масштабном музыкальном проекте приняли участие около четырёхсот музыкантов краевого центра. После проведения в юбилейном 2008 году исторической реконструкции “Суриковские забавы” на острове Татышев подобные малые проекты организовываются в детских садах, школах и даже перешли на краевой уровень, стали частью спортивно-культурного фестиваля “Взятие снежного городка” в посёлке Сухобузимо. Сегодня фестиваль использует современные IT-технологии, чтобы максимально расширить информационное поле проекта. Так, мировая премьера “Я — Суриков, русский казак” была доступна миллионам пользователей Интернета. В этом году по договоренности с Русским музеем Санкт-Петербурга и Сибирским федеральным университетом была открыта виртуальная выставка “Суриков и Сибирь”. Также фестиваль является основой формирования “суриковского культурного маршрута”, создание которого начато несколько лет назад и продолжается до сих пор. Приятно, что фестиваль создаёт информационные поводы, привлекающие внимание к объектам, связанным с творчеством В. И. Сурикова в Красноярске и Красноярском крае. На красноярский проект обратили внимание столичные СМИ, в том числе федеральный телеканал “Культура” и газета “Музыкальное обозрение”. За всю историю проведения Зимнего Суриковского фестиваля искусств с 2006-го по 2011 год прошло около 500 разножанровых мероприятий, которые посетили более ста тысяч человек.
Важнейшую роль в проведении фестиваля играют, конечно же, наши музеи, которые являются хранителями исторической памяти и наследия прошедших эпох.
Валентина Ярошевская, директор Красноярского краеведческого музея:
— Мне кажется, что фестиваль удался. Другое дело, что холода мешают массово посещать людям музеи, театры, выставки. Тем не менее даже в этих суровых условиях всё получилось. Зимний Суриковский фестиваль, на мой взгляд, вошёл уже в традицию и полюбился, как и День города.
Елена Строганова, директор музея-усадьбы В. И. Сурикова:
— Мы не стоим на месте. Каждый год в рамках фестиваля появляются новые проекты, которые в дальнейшем получают развитие. Например, музей-усадьба из-за ограниченных площадей не может принять всех желающих одновременно, поэтому мы решили выходить со своими экспозициями на другие площадки: выставлялись в Большом концертном зале, выезжали в Сухобузимо. Суриковский фестиваль дает возможность апробировать новые формы интеграции музейного пространства в культурное пространство края и города.
Наталья Малащук:
— Всякий раз мы пытаемся привлечь к этому проекту всех жителей Красноярска, независимо от возраста и социального статуса. В первую очередь акцент делается на детей и молодежь, которые сегодня, к сожалению, не увлечены изучением истории и традиций культуры города. Наши опросы среди подрастающего поколения показали, что многие даже не знают, кто такой Василий Суриков. Это страшно. Наверное, было бы правильным в рамках школьного курса краеведения знакомить учеников с творчеством великого художника, выводить школьников в сами музеи на так называемые уроки-погружения или привлекать их к участию в традиционных кинолекториях в муниципальном Доме кино, завершающихся демонстрацией фильма о жизни и творчестве Сурикова. Явно нужно искать новые форматы межведомственного взаимодействия, вводить новые формы работы с молодёжью, людьми с нарушениями физического развития.
Владислав Жуковский, депутат Красноярского городского Совета:
— Здесь прозвучало, что молодёжь не знает, кто такой Суриков, и это действительно так. Я несколько лет назад обращался к городскому управлению образования с вопросом: почему наших детей водят на выставки разных уродцев в банках, монстров и прочей чертовщины, а не на художественные выставки, вернисажи, где представлено настоящее искусство. Мне ответили, что это не входит в стандарты образования. Для того чтобы походы в классические музеи сделать обязательными, нужно принять это на совете школы и так далее. Но обычно на подобную просветительскую работу у учителей просто не хватает времени. В результате наши дети не знают ни кто такой Суриков, ни в какую эпоху он жил… Я не понимаю, почему, например, несколько уроков рисования или краеведения не провести на выезде — в художественной музее? Ведь это можно сделать. Я считаю, нам нужно объединять усилия и заняться просвещением нашей молодежи. Иначе через несколько лет мы получим такой результат, что ужаснёмся: вырастет поколение Иванов, не помнящих родства.
Валентина Ярошевская:
— Думаю, что всех присутствующих здесь не надо агитировать, все понимают важность приобщения детей к культуре. Надо агитировать руководителей образования. У нас есть закон о региональном компоненте в образовании, однако он не выполняется. Но самая главная наша проблема — это межведомственная разобщенность. У нас министр образования, министр культуры, министр туризма и спорта сидят на разных стульях и каждый тянет в свою сторону. Нет общегосударственной политики власти в этом вопросе. И пока так будет, никто не станет нас слушать. Несколько лет наш музей и лично я пробивала закон об интеграции музейных ресурсов в образовательный процесс. Недавно состоялось заседание комитета по культуре и искусству в ЗС края, где депутаты поддержали этот проект. Приглашённые же от краевого министерства образования говорили о том, что привезти детей в музей большая проблема. Как доставить в музей школьников, например, из Солнечного? Но, судя по опыту, расстояние не преграда для просвещения. Мы каждый год анализируем, как школы города используют музейные ресурсы. Согласно нашим данным, именно школы из отдалённых от центра города районов (это микрорайон Солнечный и школы Ленинского района) лучше всего используют музейный ресурс, то есть приезжают к нам в музей. Хуже всех в этом вопросе работают Центральный и Железнодорожный районы. Каждый год мы посылаем в образование эти материалы — реакции никакой. Власть должна почувствовать свою государственную и историческую ответственность перед будущими поколениями.
Анна Агеева, главный специалист Красноярского художественного музея имени В. И. Сурикова:
— Художественный музей имени Сурикова старается делать всё возможное, чтобы быть интересным зрителю. Но, к сожалению, мы не имеем нормальных условий работы, чтобы действовать согласно современным требованиям. У нас не хватает залов, чтобы экспонировать наши фонды, нет специального фондохранилища, мало специалистов.
Сергей Ануфриев, председатель Красноярского краевого отделения Союза художников России:
— Четыре года назад мы выиграли грант и напечатали большого формата произведения Василия Ивановича, и всё это время выставка путешествует по краю. Железногорск просит у нас эту экспозицию в третий раз, потому что нет отбоя от желающих прийти и посмотреть выставку. Мы предлагаем в качестве завершения проекта напечатать новые репродукции и повесить их в школах Красноярска, чтобы школьники каждый день видели картины своего великого земляка. И тогда они не будут, отвечая на вопрос “Кто такой Суриков?”, говорить, что он губернатор Алтайского края. Это не требует серьёзных вложений. Гости, приезжая в Красноярск, обычно бывают поражены, что у нас есть такой замечательный Художественный музей, художественные училище и институт, региональное отделение Академии художеств и очень представительное отделение “Союза художников России”. Более того, у нас сохранены художественные мастерские. Эта ситуация уникальная, нигде в России, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, такого нет. Но проблема в том, что нам не только негде выставлять работы — как молодых, так и маститых художников, — нам нужен и современный музей изобразительного искусства в Красноярске. У нас огромный потенциал, нам есть что показать, как горожанам, так и гостям. Интерес к художественному искусству огромен, это доказали и выставка, приуроченная 65-летию Победы, и межрегиональная выставка “Осенний вернисаж”. Некоторые приходили по пять раз. В книге отзывов было написано: “Если бы в городе был постоянный выставочный центр, мы ходили бы туда на все выставки и водили бы своих детей”.
Кроме того, архивы наших ушедших мастеров находятся в плачевном состоянии: работы Знака, Ряузова, Поздеева. Вдовы готовы передать их музеям, причём бесплатно, но те не могут принять работы выдающихся художников, потому что их просто негде выставлять, негде хранить. Появление крупного выставочного комплекса с современными фондохранилищами могло также решить проблему сохранения художественного наследия региона. Сегодня китайцы приезжают к нам и за бесценок скупают работы наших современных художников. У музеев России нет денег, чтобы пополнять свои коллекции.