Новости

Восток - дело...русское

Восток - дело...русское

Восток - дело...русскоеУникальная передвижная фотовыставка “По маршруту мастера” действует в Культурно-историческом центре до 20 августа. Автор работ — Людмила Шапошникова, писатель и путешественник, генеральный директор Центра-музея имени Н. К. Рериха. Экспозиция посвящена 80-летию знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции Николая Рериха.

В первой половине XX столетия выдающийся русский ученый и художник Николай Рерих проделал путь по Центральной Азии. Примечательно, что цивилизация Востока заинтересовала путешественника после глубокого изучения им русской культуры. Рерих был убежден, что в глубокой древности существовал общий источник славянской и индийской культур.

Из экспедиции, которая длилась пять лет, Рерих с семьей и коллегами вернулись в Индию и поселились в долине Кулу. Там они организовали Институт гималайских исследований “Урусвати” — “Свет Утренней звезды”, где обрабатывали все найденные во время путешествия материалы.

Центрально-Азиатская экспедиция Рериха была снабжена огромным количеством художественного материала. Но картины Рериха не стали прямой иллюстрацией маршрута, как это часто бывает в экспедиционных зарисовках. Скорее он отображал культурно-исторические моменты, которые считал важными. “Рериховские полотна не только дополняли собранный экспедицией материал, но и являлись самостоятельной частью. Рерих был не только художник, поддающийся свободному полету фантазии и прихотям вдохновения, но и ученый”, — пишет в одной из своих книг Людмила Шапошникова.

Маршрут Центрально-Азиатской экспедиции объединил такие разные страны, как Индия, Китай, Советский Союз, Монголия, район Тибета. Но Рерих не углублялся в изучение особенностей конкретной культуры. Главной целью для него стал поиск фактов, доказывающих связь многих культур во времени и пространстве.

Ученый увидел следы романского стиля в древних храмах Кашмира. Женский костюм Ладака был похож на византийскую накидку, а одежда киргизских всадников напомнила облик древних русских воинов. Схожесть Востока и Запада Рерих нашел и в фольклоре.

Людмила Шапошникова в 1975—1980 годах, через 50 лет после мастера, в одиночку прошла большую часть его маршрута. Не изменилась и цель путешествия: поиск доказательств этнокультурного взаимодействия народов планеты. Свои исследования востоковед описала в книге “От Алтая до Гималаев” и трилогии “Великое путешествие”.

— Новые времена, пришедшие на смену колониальному прошлому, изменили облик этих стран, модифицировали социально-экономические отношения. За эти годы выросло и новое поколение с иной психологией, — пишет Людмила Шапошникова. — Но что касается традиционной культуры, то весь этот обширный горный мир, от Алтая до Гималаев, сохранил ее во всем богатстве и многообразии. Очень многое из увиденного осталось таким же, как было изображено и описано Рерихом.

Людмила Шапошникова сопроводила свои научные исследования серией фотографий. Как и картины Рериха, ее работы помимо художественной имеют и научную ценность. Фотоматериалы стали экспонатами выставки “По маршруту мастера”, которая впервые была открыта в Москве в 2006 году. Работы уже выставлялись в Бишкеке, Ташкенте, Алма-Ате, Казани, Екатеринбурге, Харькове, Томске, Абакане и других городах.

В Красноярске выставку организовали Международный совет рериховских организаций им. С. Н. Рериха, Красноярское общество последователей Рерихов и Культурно-исторический музейный комплекс.

Портреты, национальные костюмы и традиционные обряды, древние строения, храмы и монастыри, горы и реки. Выставка воссоздает облик загадочной Азии. От Алтая до Гималаев. От древности и до наших дней.

Кашмир, Джамму, Ладак — каждое из этих мест Николай Рерих видел по-своему: “Сикким называли страною молний. Конечно, и молнии здесь бывают, но не проще ли назвать: “Страна небесных ступеней”. Лучшего преддверия к тайнам будущего трудно придумать. Неисследованная, малопроникаемая страна скал и цветов”. Таинственный путь мастера, страны, запечатленные на полотнах — такими же они остались и сегодня. Загадочными, но понятными, далекими, но необыкновенно близкими. Выставка Людмилы Шапошниковой — попытка найти космос. Каждая фотография маршрута — словно ненаписанная картина Рериха.

“Замечательно! Выставка Шапошниковой приобщает человека к внутреннему миру, душе, что так насущно во время духовного обнищания, — написала в книге посетителей одна красноярка. — Это органическая связь Востока и русской души”.

Читайте также:

Николай Рерих: «Культура есть сердце»

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА