Новости

Прихорошиться... и за руль

Прихорошиться... и за руль

Наталья КорчагинаКто водит автобус лучше мужчин?

«Не подскажете, как можно познакомиться с вашим водителем?» - спрашивает молодой человек у кондуктора автобусного маршрута № 52. Женщина стойко держит оборону, номер телефона не даёт. «Увидев меня за рулём автобуса, - говорит Наталья Корчагина, - пассажиры реагируют по-разному, кто долго и внимательно наблюдает, кто начинает толкать соседа в бок, мол, посмотри-посмотри, а кто и познакомиться желает».

  • Я уже четыре года за рулём автобуса, и всё это время ощущаю постоянное внимание к себе, - вторит коллеге Галина Манелюк, водитель 87-го маршрута. - У пассажиров, в прямом смысле этого слова, отпадает челюсть. На одном маршруте работала долго, люди все реагировали на меня. Потом на другом - на 50-м, сейчас в муниципальном предприятии тружусь - и опять та же история. Думаю, когда ж вы привыкнете в конце концов.

К слову, дивиться есть чему. Для краевого центра женщина-водитель общественного транспорта - явление редкое. Как-то так повелось, что троллейбус - традиционно вотчина прекрасного пола, а автобусы - мужчин. И впускают на свою территорию коллег в платьях они очень осторожно.

  • Наши мужчины постоянно тестируют нас, не сдались ли мы, не устали ли от работы, - рассказывает Наталья Корчагина. - Вот, к примеру, подхожу к механику, а он мне вопрос: «Наташа, ты на работу пришла?» А я отвечаю: «Конечно. Надо же людей на работу отвезти, на свидание, на отдых. Кто это будет делать?» Он улыбается. Вообще, когда я пришла на автотранспортное предприятие, встретили с интересом. С первого дня ощущаю какую-то заботу, мужчины постоянно подходят, интересуются, как дела, чем помочь.

Галина Александровна сетует, что обидно слышать, когда пассажиры ворчат: стояла бы у печки, пекла бы пироги, и зачем в водители пошла? Мол, чего дома не сиделось-то? Пусть профессионалы делом занимаются, людей возят.

  • Я всегда отвечаю на такие выпады вопросом: кто меня сразу из-за печки пустит за руль? - говорит Галина Манелюк. - Прежде чем нас выпускают в первый рейс, с нами проводят серьёзную учебу. Потом стажировка. Я уже не говорю о том, что необходимо категории открыть, сдать экзамены в ГИБДД. Не все выдерживают такое испытание, уходят.

Новичками в водительском ремесле ни Галину Манелюк, ни Наталью Корчагину язык не повернётся назвать. У обеих огромный водительский стаж.

  • С 1988 года я водила троллейбус, - рассказывает Галина Александровна. - Четыре года назад попробовала сесть за руль автобуса. Признаться честно, разницы особой не почувствовала. Автобус метра на полтора длиннее троллейбуса. Управление осуществляется так же. Единственное, что обслуживание разное. Троллейбус - электрическая машина, а тут двигатель. Сначала непонятно было, что такое масла и зачем они нужны. Научилась потихоньку, не без помощи коллег.

  • Машинами интересуюсь с малых лет, - добавляет Наталья. - Сначала у меня был мотоцикл, потом брат научил ездить на «жигулях». Мне повезло, что мой старший брат - заядлый автолюбитель, на каких машинах он только не работал и всеми учил управлять меня. У него была мечта - работать на таком автобусе, каким я сейчас управляю. Но он ушёл в другую область - грузовые перевозки. А я, попробовав себя в рекламной сфере, нашла призвание в вождении автобуса.

По словам заместителя директора КПАТП № 5 по безопасности дорожного движения и охраны труда, почётного работника транспорта РФ Валерия Краевского, девушки ещё утрут нос мужчинам в деле вождения автобусов. «Женщины более аккуратны на дорогах, - констатирует Валерий Ефимович. - Они не будут провоцировать аварий, ссор, конфликтов на рейсах».

  • А зачем лезть на рожон? - вопрошает Наталья. - Если водитель легковушки внаглую подрезает меня, я лучше его пропущу. Подумаешь, лишнюю минуту потеряю. Главное - безопасность. Конечно, сегодня многие ведут себя на дороге безобразно, срываются. Но сам факт того, что я женщина, иногда помогает купировать проблему. Бывает так, что недовольный водитель машины весь на эмоциях останавливается, выходит из салона авто, подходит к кабине и… сразу меняется в лице. Злоба проходит, улыбка появляется.

Правда, по словам Галины Манелюк, далеко не все работодатели доверяют женщинам: «У меня есть знакомая, она до нас с Натальей пробовала работать в автотранспортном предприятии. Но её больше привлекают крупногабаритные машины. Поэтому выучилась на экскаватор, на КамАЗ с прицепом. Сдала все экзамены, получила диплом. Однако её никуда не берут работать. Причина отказа: женщине не место на крупных машинах. Грустно. Вот за руль автобусов потихоньку пускать начали. Надеюсь, скоро и до экскаваторов дело дойдёт».

И всё же список запретных профессий для женщин в стране действительно существует, он составлен ещё в советские времена. В 2000 году президент Владимир Путин утвердил его новую, более мягкую версию. Например, женщина может претендовать на работу из списка, если работодатель докажет, что условия труда соответствуют нормам безопасности.

  • Мы за качественную и безопасную перевозку пассажиров, и если женщины готовы выполнять эту работу, то мы рады видеть их на регулярных городских маршрутах общественного транспорта, - говорит заместитель главы города - руководитель департамента транспорта Олег Якубович. - Сегодня же я хочу поздравить всех женщин, которые трудятся в городском пассажирском транспорте, с замечательным весенним праздником и пожелать им всего самого лучшего!

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА