Проспект культуры
«Пришла мысль попробовать что-то сделать своими руками». Артист театра Пушкина Виталий Козырев увлекся валянием игрушек из шерсти
Мы попросили артиста рассказать о интересном хобби.
Виталий Козырев — один из ведущих актёров Красноярского драматического театра имени А. С. Пушкина. Многие видели его в детских спектаклях, также он выступает в драматических и комических амплуа — высокий брутальный мужчина может перевоплотиться в кого угодно. Тем интересен тот факт, что Виталий… увлекается валянием милых игрушек из шерсти.Мы попросили артиста рассказать о своём интересном хобби.
— Виталий, чем привлекло именно валяние? Как вы к этому пришли?
— Всё началось с коронавируса — во время самоизоляции все сидели по домам, было несколько скучно. А у меня остались иголки и шерсть — зимой, когда готовлюсь к роли Деда Мороза, всегда стараюсь придумать какой-то реквизит. Жена Настя (актриса театра Анастасия Медведева. — Прим. ред.) даже в шутку ругалась, что я на подготовку трачу больше денег, чем зарабатываю. И вот захотелось мне «снежки». Думал в интернете заказать, а потом нашёл онлайн мастер-классы, и понял, что можно и самим изготовить вещицы из шерсти. Валять на тот момент я не умел, но решил попробовать. Сделал несколько круглых мягких шариков, но получилось, конечно, так себе для первого раза. Их потом моль съела! (Смеётся.) И вот, когда уже прошло приличное количество времени с начала изоляции, мне пришла мысль вновь попробовать что-то сделать своими руками. Достал я ту самую шерсть, иголки, открыл видеозанятия и сделал зайку-яишенку, как её Настя окрестила. Игрушка вышла «маленьким Франкенштейном», но первый блин всегда комом, это нормально. Я тогда не знал всех азов, например, что изделия надо доваливать, или что существуют разные иглы для такого занятия. Это пришло позже. Но мне понравился процесс.
— А супруга как отнеслась?
— Жена меня подбадривала: «Давай ещё делай!». Вообще, было забавно: ковид, я весь обросший, борода, как у старца. Сидит здоровый дядька и валяет детские игрушки.
— Долго ещё руку набивали потом?
— Прилично. Игрушки были достаточно забавные, кособокие, я их потом ради смеха друзьям раздаривал. Со временем пришло понимание, что нужно немножко по-другому с ними работать. Я долго приноравливался, часто попадал иголкой по пальцам. Достаточно травмоопасный процесс, поэтому таким хобби я бы советовал заниматься детям только с определённого возраста и под присмотром взрослых. Да и уже в зрелом возрасте при таком занятии всё же лучше иметь при себе перекись водорода! Сейчас, конечно, уже меньше себя колю, но всегда с собой маленькая аптечка!
— Чем так привлекло занятие?
— Очень медитативный процесс. Сидишь себе тихонечко, иголочкой тыкаешь, руками форму создаёшь — успокаивает. Время быстро пролетает. Потом я начал докупать шерсть, напальчники, подложки… Втянулся, даже возникали иногда мысли ставить игрушки на продажу, но быстро передумал — качество изделий ещё не идеальное. Получается не от мастера-рукодельника, а от Виталика. (Смеётся.) Неровненькие, где-то кривенькие… Но для меня это было маленькой победой — дело в том, что в детстве я плохо рисовал, на троечку. Даже на занятиях по черчению сталкивался с проблемами — буквально по линейке не мог начертить ровную линию. А тут немножко другая специфика. Когда увидел, что могу свалять игрушку, и она выглядит симпатично, то подумал: «Ух ты, оказывается, я что-то могу!» Меня эта мысль зарядила.
— Как приходят идеи для будущих изделий? Сами придумываете образы или подглядываете?
— Пока делаю по копирке — увидел понравившуюся работу в интернете, захотел повторить. Но всегда добавляю что-то от себя, поэтому плагиатом это назвать не могу. Я так выбираю подарки друзьям на дни рождения или на любой другой праздник — увидел какую-то куколку и возникла ассоциация с определённым человеком. И начинаю валять. В идеале — несколько простых геометрических фигур, которые можно соединить. Показываю жене, та советует, как лучше изменить, чтобы было симпатичнее — где подстричь или добавить деталь. Смеялись, когда сравнивали первые картинки с моими работами — как в шутке про «жалкое подобие и оригинал». Конечно, они не похожи, но всегда казалось, что в моих игрушках есть какая-то живость и душа. Да, те красивые, «правильные», а мои миленькие такие!
— Дома изделий не осталось? Все раздарили?
— Конечно, что-то раздали, но я много мастерю для Насти. Сейчас редко, конечно, валяю. Немного подустал, да и в рабочее время не всегда получается совмещать — много времени уходит. Два часа на совсем маленькую игрушку. На небольшую — от трёх до пяти. Как-то раз на персонажа мультфильма «Рик и Морти» у меня ушло пятнадцать — двадцать часов. Получилось очень здорово, на мой взгляд. Сейчас игрушка «живёт» у моего друга.
— В работе как-то помогает?
— Не сказал бы. Просто важна смена деятельности, голова перезагружается. Для меня это увлечение — возможность расслабиться, побыть с собой, услышать собственные мысли. Проваливаешься в процесс, останавливаешься — а уже пролетело несколько часов.
— Что самое главное в рукоделии? Именно процесс?
— Ценно то, что ты создаёшь нечто собственными руками. Это и терапевтический эффект для тебя, и радость близким. Поделки всегда приятно дарить и видеть реакцию — ведь ты думал о человеке, потратил на идею свои силы и время, а не просто пошёл в магазин и купил или заказал по интернету.
Нюанс
Рукоделие помогает снизить уровень стресса (монотонные ручные действия успокаивают сердечный ритм, нормализуют давление, уходят усталость и напряжение), развить мелкую моторику, стимулировать работу мозга (в особенности правое полушарие), улучшить настроение, самовыражаться и развить воображение.