Новости

«Собачье сердце» в деталях

«Собачье сердце» в деталях

В новой рубрике «Зрительские симпатии» мы продолжаем рассказывать о любимых книгах, фильмах, о музыкальных пристрастиях сотрудников газеты с целью по возможности приобщить к этим творениям рук человеческих и читателей. О своём любимом произведении рассказывает Ирина Самарская.

  • Как это вам удалось, Филипп Филиппович, подманить такого нервного пса?

  • Лаской-с. Единственным способом, который возможен в обращении с живым существом.

Это диалог профессора Преображенского с доктором Борменталем.

Мудрые мысли Михаила Булгакова о разрухе, которая в головах, а не в клозетах, рекомендация не читать советских газет перед обедом, тост Шарикова «Желаю, чтобы все!», фразы «Вы хотите прямо сейчас открыть дискуссию?», «Швондер и есть главный дурак», «Да, я не люблю пролетариата» - всё это гениальное философское и сатирическое, мудрое и вечное «Собачье сердце».

Сказать, что фильм Владимира Бортко «Собачье сердце», появившийся в 1988 году, произвёл ошеломляющее впечатление, - это не сказать ничего. Кино полюбилось мне с первого взгляда, потом удалось разыскать и саму повесть Михаила Афанасьевича.

Экранизация литературных произведений - очень тонкая и сложная вещь. Невозможно уместить произведение писателя в формат кино, не повредив текста. Поэтому хороших экранизаций не так много. Может, благодаря тому, что проза Булгакова сценографична, что создавала картину потрясающая команда, - «Собачье сердце» - редкое исключение. В картине всё гармонично. Чёрно-белая стилистика и «состаренные» кадры, документально передающие колорит эпохи, блестящий актёрский состав, бережное отношение создателей к тексту повести. Я по книге проверяла, сидя у экрана, - все важные сцены совпадают слово в слово!

Размышления Булгакова о гигантском эксперименте, затеянном революцией, его горькая ирония - всё это присутствует в картине. Все видели фильм и восхищались игрой Евгения Евстигнеева (Преображенский), Владимира Толоконникова (Шариков), Бориса Плотникова (Борменталь) и других замечательных исполнителей. Но мне хочется остановиться на деталях, которые, дополняя, подчеркивая достоинства, делают художественный образ ярким и законченным.

Вот звучит за кадром авторский тест: «Иная машинисточка получает по IX разряду четыре с половиной червонца… Ей и на кинематограф не хватает, а кинематограф у женщины единственное утешение в жизни». В повести нет сцены в кинотеатре, где машинистка Васнецова (та, которую Шариков привёл в дом Преображенского со словами: «Я с ней расписываюсь») в слезах смотрит немое кино про любовь. Зато настоящие кадры из этого самого немого кино очень уместны. Вся скудная на впечатления жизнь машинисточки понятна зрителю.

Прелестны документальные вставки из кинохроники тех лет, где выступают разные деятели, а потом и Шариков читает отчёт по очистке города от котов.

Масса эпизодов в фильме, которых нет в повести, взяты из рассказов и фельетонов Булгакова. Сцена, где гадают на блюдце «недорезанные буржуи», - из рассказа «Спиритический сеанс». Помните, Швондер на заседании домкома даёт имена новорождённым - Клара и Роза, а до этого предлагались Баррикада и Бебелина? Это взято из фельетона «Ванькин дурак». А ещё мне нравится эпизод в цирке, куда Шариков отправился окультуриваться в сопровождении доктора Борменталя. «Мадмуазель Жанна из Парижа и Сицилии. Сделай загадочное лицо, дура! Всё построено исключительно на силах природы с разрешения месткома и культурно-просветительной комиссии и представляет собою виталлопатию на основе гипнотизма по учению индийских йогов, угнетённых английским империализмом» (фельетон «Мадмуазель Жанна»).

И ещё несколько слов о текстах песен, звучащих в фильме. «Чу-чу-чу, стучат, стучат копыта! Чу-чу-чу, ударил пулемёт..», - поют красноармейцы, шагая строем в баню. «Суровые годы уходят борьбы за свободу страны», - тянут баритоны на заседании домкома при свечах во главе со Швондером. Замечательные ироничные тексты сочинил Юлий Ким, хотя фамилии автора в титрах нет.

Самое печальное, что, по большому счёту, со времён Булгакова мало что изменилось. Действительность поменяла формы, но суть осталась: и квартирный вопрос, и служение двум богам, и косноязычие («потрудитесь излагать свои мысли яснее») и многое другое, свойственное человеку вообще.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА