Проспект культуры

«Нет ролей, за которые я не готова браться». Актриса театра имени Пушкина Екатерина Соколова о профессии, кумирах и оправдании негодяев

Она провела насыщенный сезон с множеством ролей.

«Нет ролей, за которые я не готова браться». Актриса театра имени Пушкина Екатерина Соколова о профессии, кумирах и оправдании негодяев
Екатерина Соколова в спектакле «Хождение по мукам» (16+).

Для артиста быть занятым в спектакле — великое счастье. Актриса Красноярского драматического театра имени Пушкина Екатерина Соколова как раз провела насыщенный сезон: появилась в нашумевшем спектакле «Хождение по мукам» (16+), экспериментальном — «Исчезнувший велосипедист» (18+) и в других. Она рассказала о плотном графике, любимых ролях, кумирах и поделилась ожиданиями от предстоящего года.

— Екатерина, как у вас появилось желание стать актрисой?

— Абсолютно спонтанно. В конце одиннадцатого класса увидела объявление о наборе на подготовительные курсы к Вощикову Константину Алексеевичу (заслуженный артист РСФСР. — Прим. авт.), который затем и стал моим мастером. До этого нигде не занималась и в школьных спектаклях не участвовала. Так судьба сложилась.

— Тяжело ли было учиться? Наверняка страшно уставали…

— Четыре года на театральном факультете вспоминаются как полнейшее безумие и счастье в то же время. Ты познаешь не только актёрское мастерство, сценическую речь, но и свои собственные возможности. Сложности были тоже, безусловно. Они были связаны с высокой нагрузкой, домой зачастую возвращалась очень-очень поздно. Когда сдавала экзамены по актерскому мастерству, бывало и за полночь.

— Был ли артист, на которого вы равнялись?

— Если говорить о федеральных звёздах: Алиса Фрейндлих, Инна Чурикова.

В нашем театре всегда восхищалась Людмилой Борисовной Михненковой, Галиной Вениаминовной Саламатовой и Светланой Семеновной Ильиной. Это просто махины.

Из молодых артистов люблю работать с Дмитрием Борковым — он очень заботливый, внимательный и предусмотрительный партнер. С Анатолием Малыхиным, Никитой Косачёвым — ими просто любуюсь. В спектакле «Коварство и любовь» (16+), например, у меня только две сцены: отыграв их, бегу смотреть из-за кулис на Никиту и Асю Малеванову (актриса. — Прим. авт.).

— Прошлый сезон для вас вышел насыщенным, со множеством ролей, в том числе и главных. Как его оцените?

— Как подарок судьбы, великое счастье. «Хождение по мукам» (16+) — на данный момент мой самый любимый спектакль. Потому что, пожалуй, первый раз в жизни я почувствовала трансформацию персонажа от начала и до конца постановки. Моя героиня меняется и превращается из ветреной, избалованной светской дамы в совершенно другого человека, словно проходит испытания вместе с Россией и пропускает ее боль через себя.

— Какие ещё актёрские работы могли бы выделить?

— Каждая новая роль становится любимой на какое-то время. Это как появление ребёнка. Сколько бы у тебя ни было старших детей, младшему достаётся больше внимания и времени. Поэтому всех своих персонажей я искренне люблю. С большой теплотой вспоминаю спектакль по повести Николая Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» (16+). Его играла, когда служила в Минусинском драматическом театре. Также спектакль «Отелло» (16+) в Канском драматическом театре и «Трамвай «Желание» (16+) в театре имени А. С. Пушкина. Просто обожаю Теннесси Уильямса и мечтаю исполнить все женские роли из его пьес.

— Вы не только актриса, но и мама. Как удаётся всё успевать?

— Сейчас гораздо легче, а раньше, когда мои дети были еще совсем маленькими, они постоянно находились со мной, в театре. Дело в том, что актрисы практически не находятся в декрете, такая у нас удивительная профессия. Я, например, вышла на сцену через два-три месяца после рождения — и старшего, и младшего ребёнка. Было непросто, иногда с детьми нянчились и гримёры, и костюмеры. Помню, когда я выходила на сцену, гример уносила мою дочь на пятый этаж административного здания, чтобы зрители в зале не слышали детского плача, и такое было.

— Дети артистов часто идут по стопам родителей?

— Есть множество примеров: моя старшая дочь, Гриша Коновалов, Лев Линецкий в свое время были заняты в наших спектаклях. Но некоторые дети, зная специфику нашей профессии — бесконечные нервы и бессонные ночи, — напрочь отказываются идти в артисты.

— Летом состоялась премьера на сцене на крыше, театр выпустил спектакль «Исчезнувший велосипедист» (18+). Важна ли для вас смена сценического пространства?

— Этот спектакль мы начали репетировать на большой сцене, где он выглядел ярким, а образы эпатажными. А когда мы вышли на крышу, все стало иначе, и я почувствовала, как звук рассеивается, нас будто размазали тонким слоем по облакам. Вокруг небо, крыши, птицы, самолеты, звуки. Вообще непонятно, слышат ли тебя зрители? Было волнительно, но чуть позже я посмотрела спектакль со стороны, и это чувство ушло. Постановка динамичная, она концентрирует внимание зрителей на сюжете и артистах.

— Ваши персонажи редко похожи друг на друга. Взять для сравнения из спектаклей «Хождение по мукам» и «Самоубийца» (16+). Как у вас получается быть разной?

— Я не считаю себя характерной артисткой, способной быстро перенять чужие черты. Не могу скопировать человека. Поэтому отчасти все мои персонажи — это я, все характеры черпаю из себя, а не извне.

— Как тогда отыгрывать чуждых и неприятных героинь?

— Оправдывать. Ищу в самом плохом, отрицательном, злом человеке положительные качества. Потому для меня нет ролей, за которые я не готова браться. Только так можно работать в театре.

— Вы предпочитаете главные или второстепенные роли?

— Я люблю спектакли с маленькими выходами, в этом тоже есть своя ценность: в это время можно, к примеру, почитать или отвлечься и подумать о чем- то, не связанном с работой. Но главные роли, безусловно, дают больше славы и любви зрителей. У меня, пожалуй, хватает и тех и других, так что баланс соблюден. Конечно, есть много постановок, в которых я бы хотела сыграть главную героиню, но у нас же не театр одного артиста. Нужно делиться.

— Как отдыхаете от театра?

— Как все люди: встречаюсь с подругами, гуляю, хожу на Столбы, провожу время с детьми.

— Было ли желание покинуть наш город и покорить театр покрупнее?

— После окончания института я уехала в Минусинск, где служила в театре около двух лет, затем была номинирована на «Золотую маску» за роль в спектакле «Наваждение Катерины». После этого я отправилась в Москву, где прожила два года, а потом вернулась в Красноярск. Сейчас нет желания ни Москву, ни Петербург покорять. Хочу добиться результатов в родном театре. Люблю наш Красноярск — он как маленькая Швейцария. У нас, быть может, даже живописнее… К слову, в Швейцарии я была, есть с чем сравнить.

— Мечтаете ли вы получить высшую театральную премию — «Золотую маску»?

— Конечно, это признание. Однако не самоцель, ведь награду можно и не получить по стечению обстоятельств. Несколько раз на фестивалях критики говорили, что моя роль достойна высшей награды, но премию отдавали другой артистке и говорили: «Ты ещё молода и у тебя все впереди, а нам нужно отдать дань уважения пожилой артистке. У неё пусть и роль поменьше, но за выслугу лет…»

Для меня очень важна оценка коллег: в театре, полном творческих людей, естественно, есть и зависть, и ревность... Поэтому большое счастье, когда коллеги говорят добрые слова и положительно отзываются о моей работе.

— Были ли мысли когда-нибудь самой поставить спектакль?

— Никогда. У меня нет режиссёрских способностей. К тому же это огромная ответственность и большой стресс. Если артисты переживают за собственную роль и работу над ней, то режиссер отвечает буквально за всё, что происходит в спектакле.....

— Есть ли спектакли, которыми вы недовольны?

— Такой один — «Полковник птица» (16+). И здесь дело не в постановке, а в моей работе. Она меня не удовлетворила и не порадовала. Несколько раз подряд, приходя на спектакль, я чувствовала резкую боль в пояснице. Со временем я поняла, что это просто психосоматика, которая может выражаться в чём угодно.

— Изменился ли театр за последние годы?

— Безусловно, технический прогресс не обходит и наш театр. Красноярский драматический, пожалуй, один из наиболее оснащённых в стране. Но это не главное, ведь основную роль играют люди: артисты, постановочная группа, цеха — около 300 человек. Все они причастны к созданию каждого спектакля.

— Какие ожидания от 150-го театрального сезона?

— Мне бы очень хотелось поездить на фестивали со спектаклем «Хождение по мукам» — он достоин всероссийского внимания и, главное, признания.

Все фото предоставлены Красноярским драматическим театром имени Пушкина.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА