Новости

12 апреля - Всемирный день авиации и космонавтики

12 апреля - Всемирный день авиации и космонавтики

12 апреля 2011 года весь мир отмечает 50-летний юбилей первого полёта человека в космос. И это историческое событие стал возможным благодаря уму, таланту, организаторским способностям главного конструктора ракетно-космических систем Сергея Павловича Королёва. В 2011 году ему исполнилось бы 104 года. В этот день, 12 января, по традиции в семье Королёвых отмечается день рождения Сергея Павловича. Сюда приезжают те, кто близко знал его, кто сегодня продолжает его дело. В этом году на такой встрече посчастливилось побывать и мне.

Великий Созидатель

Этот день в Москве выдался серым и пасмурным. После сибирских морозов и чистого снега столичная слякоть совсем не радует. В назначенное время приезжаю в подмосковный город Королёв, без труда нахожу памятник Сергею Павловичу, что в начале улицы, названной его именем. Здесь уже собрались ветераны ракетно-космической отрасли, сотрудники королёвской фирмы - РКК «Энергия». Подхожу к одной из групп, вежливо интересуюсь, как найти Наталью Сергеевну Королёву.

  • Вы из Красноярска? Ого! - чувствую повышенный интерес к своей персоне (видимо, не так часто здесь бывают сибиряки). - Она скоро будет.

Действительно, вскоре подъезжает несколько машин, из одной выходит невысокая энергичная женщина с удивительно живыми, чёрными «королёвскими» глазами. Её трудно не узнать. Вместе с Натальей Сергеевной её сыновья Андрей и Сергей и внуки Аня и Павел. Ей уже звонили относительно меня, и потому Наталья Сергеевна берёт меня под свою опеку: «Держитесь возле меня, поедем в моей машине». Народу много. Здесь представители Роскосмоса, руководители, специалисты и ветераны предприятий отрасли, Российской академии наук, космонавты, писатели, журналисты.

Традиционное возложение цветов к памятнику. Командует «парадом» фотокорреспондент неизвестного издания - очень шумный и бесцеремонный человек. «Встали по трое, снимаю, не задерживаемся, следующие», - кричит он так, словно все собрались здесь исключительно для фотосессии...

Рассаживаемся по машинам и автобусам и в сопровождении эскорта ДПС двигаемся к дому, где когда-то жил Сергей Павлович. Скромная, ничем не примечательная пятиэтажка, и только мемориальная доска у подъезда напоминает о том, что здесь жил Главный. Вслед за другими кладу цветы, пытаясь представить, как в эту дверь широким энергичным шагом входил мой кумир...

Едем в Москву. Следующая остановка у аллеи Героев космоса возле Государственного мемориального музея космонавтики. Возлагаем цветы к памятнику Сергею Павловичу. Подписан он чрезвычайно просто, без титулов: «Королёв Сергей Павлович». Видимо, создатели скульптуры и представить себе не могли, что кто-то может не знать, кто такой Королёв. Однако сменяются поколения, и кое-кто из юных уже не очень хорошо представляет себе историю отечественной космонавтики.

Семья Королёвых- Однажды мы с дочерью наблюдали, как молодожёны, следуя традиции, возлагали цветы к памятнику Сергею Павловичу, - рассказывает Наталья Сергеевна. - Спрашиваю их, знают ли они, кто это? Ответ озадачил: «Наверное, один из космонавтов…»

Семья Королёвых

Традиционное фотографирование у памятника, и снова в путь, на Красную площадь. По дороге разговариваем с Натальей Сергеевной. Интересуюсь её семьей, традицией отмечать дни рождения её отца.

  • Эту традицию ещё в 1967 году завела моя бабушка - мать Сергея Павловича Мария Николаевна, - рассказывает Наталья Сергеевна. - Сначала мы собирались в её доме, на Октябрьской улице. Приходили самые близкие друзья отца, с кем он когда-то работал, космонавты. Потом родился Сергей, наша семья выросла, бабушка переехала к нам. Мы объединили две квартиры, в самой большой комнате сделали домашний музей. И по-прежнему каждый год 12 января к нам приходят те, кто знал отца и кто продолжает сегодня его дело.

Семья у Натальи Сергеевны большая и дружная. Старший сын Андрей - доктор медицинских наук, профессор, главный врач и медицинский директор Европейской клиники спортивной травматологии и ортопедии. «Андрей много оперирует, он один из ведущих в стране хирургов по коленным суставам», - с гордостью рассказывает мать. Андрей удивительно похож на деда - те же карие глаза, волевой подбородок, большой лоб и особенная, «королёвская» стать. Его двенадцатилетний сын Павел - стройный кареглазый подросток - как будто только что сошел с фотографии, запечатлевшей когда-то юного Сергея Королёва... Многие из Королёвых продолжили «медицинскую» традицию, начало которой положила первая жена Сергея Павловича - Ксения Максимилиановна Винцентини, которая была известным в Москве хирургом. Вслед за матерью врачом стала и Наталья Сергеевна, а затем её дочь Мария и внучка Наталья (кстати, тройная тёзка бабушки). Ещё одна старшая внучка Ксения - будущий дизайнер, девушка учится в Международном университете дизайна в Милане. Павел твердо заявил, что будет бизнесменом, а двенадцатилетняя Аня и младшая из внуков девятилетняя Леночка с выбором пока не определились.

В домашнем музее
В домашнем музее

К сожалению, никто из большой семьи не продолжил дело Сергея Павловича, мечтавшего строить космические корабли и летать на них. Внук Королёва Сергей, как и дед, с отличием окончил МГТУ им. Баумана, в 1990 году по распределению попал в королёвскую фирму, подавал большие надежды. Мать надеялась, что он станет космонавтом. Но жизнь внесла свои коррективы. В провальные для страны 1990-е годы на предприятиях отрасли перестали платить зарплату, а Сергею надо было содержать семью (в то время у него уже были жена и ребёнок). Стал предпринимателем. Сегодня у него собственный успешный бизнес.

В домашнем музее

У Кремлёвской стены, где покоится прах Сергея Павловича, море цветов. С самого утра сюда шли москвичи, чтобы почтить память этого великого человека. Наталья Сергеевна принесла отцу корзину цветов. Глаза её стали грустными. Думаю, сколько бы лет ни прошло, время не может вылечить душевные раны от потери близкого человека. Семья Королёвых под прицелами фотоаппаратов и телекамер стойко переносит бремя популярности. Мне становится жаль их… Наконец представители СМИ оставляют их в покое, и Наталья Сергеевна приглашает самых близких друзей к себе домой.

В домашнем музее каждая вещь напоминает о Сергее Павловиче. Модели его ракет и спутников, медали, множество фотографий и книги, книги… Ещё одним экспонатом становится сувенир, привезённый мною, - модель ракеты «Синева», летящей вокруг Земли, - подарок музею от Красноярского машиностроительного завода. Ведь когда-то Королёв занимался баллистическими ракетами для подводных лодок, позже он передал это направление Виктору Макееву. Так что Красмаш сегодня продолжает его дело. Кроме того, на нашем заводе изготавливаются базовые модули разгонных блоков типа ДМ разработки РКК «Энергия». Это модифицированный вариант блока Д, разрабатывавшегося Сергеем Павловичем для лунной программы.

Наталья Сергеевна показывает гостям уникальную вещь - большой альбом из оргстекла, в котором помещены фотографии с автографами всех, кто когда-то работал с Сергеем Павловичем, строил вместе с ним планеры, а потом ракеты и космические корабли. Кроме того, здесь снимки 11 космонавтов, летавших при жизни Королёва, академиков, знаменитых лётчиков, Героев Советского Союза Валентины Гризодубовой и Михаила Громова, сыгравших большую роль в судьбе Сергея Павловича (после ареста в 1938 году они ходатайствовали о пересмотре его дела), и многих других выдающихся деятелей страны. Огромный пласт истории государства, создания и развития ракетно-космической техники вмещает в себя этот бесценный альбом-турникет, изготовленный в НПО «Энергия» еще в 1970-е годы по заказу матери Сергея Павловича - Марии Николаевны Баланиной.

«У нас не было Королёва»

Наталья Сергеевна, начиная вечер памяти отца, включает аудиозапись его выступления. Сквозь годы доносится до нас голос Сергея Павловича, убеждавшего соотечественников в необходимости освоения «заатмосферного пространства». Удивительно, как широко, масштабно мыслил этот человек! Он жил, намного опережая своё время. Ведь недаром на вопрос президента США Кеннеди: «Почему не мы первые в космосе?» - Вернер фон Браун ответил: «У нас не было Королёва». Говорят, когда после смерти Сергея Павловича Советский Союз рассекретил его имя, Вернер фон Браун, читая некролог, воскликнул: «Я не думал, что всё это сделал один человек!»

  • Век породил людей (и символом их являлся Сергей Павлович), ставивших такие задачи, которые были не по силам государству, даже такому могучему, как Советский Союз, - считает лётчик-космонавт, Герой России Юрий Батурин. - И эти задачи были реальны для них, они могли их воплощать. В чертежах была лунная база и многие другие проекты. Но государству это оказалось не по силам. Люди оказались более мощными, чем государство. Это не так часто бывает.

  • Я уверен, что закрытие лунной программы было только из-за того, что у нас не стало Королёва, - согласен с этим и Владимир Аксёнов, лётчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза. - Сергей Павлович имел способность не только ставить задачи, понимать суть дела, но и брать ответственность на себя. Вот один показательный пример из моей практики. 1965 год. Готовился выход Леонова в космос. Предварительно был запущен беспилотный корабль, который должен был в реальных условиях, в космосе следить за тем, как раскрывается шлюз. Мы были направлены на НИП-4 в Енисейск, я был старшим группы. На корабле установлена телекамера, при входе его в зону нашего НИПа мы видим качающийся шлюз, и вдруг картинка пропадает - корабль взрывается. Как потом оказалось, с двух камчатских НИПов была запущена одна и та же программа, которая сложилась невероятным образом и запустила программу АПО (автоматический подрыв объекта). Корабль взорвался, но ведь задачу свою он выполнил - мы увидели, как расправляется шлюз. И следующий пуск состоялся. Должен сказать, что на всех пусках под руководством Королёва был полный набор причин, чтобы отменить их. И только авторитет Сергея Павловича, его способность убеждать, доказывать и, главное, брать на себя ответственность сделала возможным реализацию наших космических программ.

Авторитет Главного был непререкаем. «Однажды (будучи техническим руководителем испытаний в невесомости) я был приглашен на совет главных, который проходил в конференц-зале нашего предприятия, - продолжает Аксёнов. - Пока не было Королёва, в зале стоял обычный шум, встретились люди, которым было о чём поговорить. И вдруг шум мгновенно стих как по мановению какого-то дирижёра - Сергей Павлович только открыл дверь. Люди каким-то образом отслеживали эту дверь, в которую должен был войти Королёв. При полной тишине он прошёл за стол, внимательно посмотрел в зал: «Ну, с кого сегодня голову снимать будем?» А поскольку это было 3 ноября, накануне праздника, сменил гнев на милость: «Ну ладно, ради праздника никого не будем вызывать на трибуну». В зале прошёл вздох облегчения. Самое интересное то, что эти люди не зависели от Королева, они не были его подчиненными, он даже выговор им не мог объявить. Это были состоявшиеся личности: они имели звания, должности, свои предприятия и министерства. На мой взгляд, это классическое признание лидерства, признание права принимать решения. Думаю, на памятнике Королёва надо написать: «Основоположник практической космонавтики мира». Космонавтика - ещё одно дитя Сергея Павловича, ей он отдал все: свои силы, здоровье, время».

«Стояла умная могучая глыба…»

  • Гвардию первых космонавтов Сергей Павлович ласково называл «орёлики», - вспоминает Тамара Волынова - жена лётчика-космонавта Бориса Волынова. - Наша первая встреча с ним состоялась на приёме в Кремле после полёта Юрия Гагарина. Нелетавших космонавтов нельзя было показывать миру, и потому мы находились в Святых сенях. Туда пришёл Сергей Павлович. Он со всеми поздоровался, он всех знал по имени. Я была восхищена им - стояла умная могучая глыба, красивый мужчина! Я запомнила его потрясающие глаза. Завораживали обаяние этого человека и его могучая аура. Потом Сергей Павлович не раз приезжал к нам в Звёздный городок. Мы жили очень дружно. В начале космической эры было колоссальное единение!

Один из академиков сказал: «Современные люди делятся на две категории: созидателей и распределителей». К сожалению, наш век определяет вторая категория. Созидатели не всегда при жизни отдавали себе отчёт, какое великое дело они делают. И среди них - человек века, созидатель высочайшей пробы Сергей Павлович Королёв.

  • Всегда идти вперёд, мечтать, оставаясь ногами на земле, мог только Королёв, - заявил Виталий Лопота, генеральный конструктор, президент РКК «Энергия». - Королёв создал советскую инженерную школу, и мы сегодня должны сделать всё, чтобы сохранить её, не потерять наше лидерство. Фирма живёт, и она сегодня лидер. В последние три года, при отсутствии ресурсов, нам удалось вдвое увеличить объёмы производства. Мы создали «живой учебник» космической техники, собрав всё, что было возможно, от первых ракет.

  • Нам необходимо вспомнить всё, что было 50 лет назад, - уверен заместитель руководителя Федерального космического агентства Виталий Давыдов. - Ужасная ситуация сложилась сегодня в нашей любимой отрасли. И если раньше мы говорили, что нам не хватает денег, то теперь нам не хватает людей, которые могли бы ставить задачи и решать их. Мы слышим от некоторых наших работников: не могу, не умею, не получится. Сегодня как никогда нам необходимо возродить школу Королёва.

О проблеме преемственности поколений, существующей на предприятиях отрасли, говорили и генеральный директор завода экспериментального машиностроения, первый вице-президент РКК «Энергия» Александр Стрекалов, и первый заместитель генерального конструктора РКК «Энергия» Владимир Соловьёв.

Почему случилось так, что мы стали Иванами, не помнящими родства? Почему мы перестали гордиться своей страной? Почему стали забывать святые имена? В тех же Соединенных Штатах американцы очень трепетно относятся к собственной истории и достижениям. И к нашим, кстати, тоже. Наталья Сергеевна рассказала о своём визите в США в 2008 году, когда её пригласили в Хантсвил на празднование 50-летнего юбилея запуска первого американского спутника.

  • Меня попросили выступить, рассказать о Сергее Павловиче. Я говорила, что Королёв и Вернер фон Браун занимались одним делом, они оба мечтали о полётах к Луне и Марсу. И в этот момент вынесли наш спутник-шарик. Я сошла с трибуны, подошла и поцеловала его. В зале творилось что-то неимоверное! Все аплодировали, все были в восторге. Меня это очень тронуло. Ведь эти люди отмечали юбилей своего спутника. Но американцы хорошо знали Королёва и Гагарина. После этой поездки в музее Хантсвила и Вашингтона появилась фотография Сергея Павловича.

Уезжая из этого гостеприимного дома, я думала о том, какое великое дело совершает эта хрупкая, но энергичная женщина - настоящая дочь своего отца. Хранительница его памяти и лучших традиций. И пока жива память о Королёве - продолжаются его дела и есть надежда, что когда-нибудь осуществится мечта Циолковского, Цандера, Королёва, да и всего человечества о полётах к другим мирам.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА