Стадион

Игорь Жуков: «Александр Первухин – главный PR-щик регби России. Никто не делает для продвижения игры больше»

Руководитель отдела развития «Енисея-СТМ» о новых взглядах на лучшую в мире игру с овальным мячом.

Игорь Жуков: «Александр Первухин – главный PR-щик регби России.  Никто не делает для продвижения игры больше»
Игорь Жуков во время матча. (Фото: Ника Берсенева).

В 2024 году «Енисей-СТМ» проявил себя как на регбийном поле, так и в информационном. Большие предматчевые праздники, яркие проекты и множество внеспортивных активностей привели к тому, что стадион «Авангард» заполнялся под завязку практически на каждом матче. Gornovosti поговорили с руководителем отдела развития «Енисея-СТМ» Игорем Жуковым о том, как клубу удалось задать новый уровень в индустрии регби России.

«Смотри, что тут «СТМ» творит!»

— «Енисей-СТМ» в этом году стал чемпионом на регбийном поле. А в медийном? Есть ли достижения, которыми можно похвастать?

— Да, итоги года уже официально подведены Федерацией регби России и спонсорами. В медийном рейтинге мы заняли первое место, и для нас это определённая неожиданность. У нас были не очень простые отношения с Федерацией, и на победу, откровенно говоря, мало кто рассчитывал. Мне эту новость вообще наш капитан прислал!

Главная задача нашего отдела и всего клуба — собирать полные трибуны. Здесь шеф (Александр Юрьевич Первухин) может быть доволен. На финале было 4000 человек — это рекорд нового «Авангарда». Но мы знаем, что можем делать лучше. Впрочем, и с имеющимися ресурсами была проведена хорошая работа.

За что хотел бы сказать слова благодарности всем, кто принимал в ней участие: и нашей медиа-команде, и офису, и всем, кто помогал «Енисею-СТМ» со стороны, особенно – Лизе Ромак.

— Какую оценку поставите?

— Четвёрку с плюсом, думаю, мы заслужили. Но для пятёрки нам нужно переделывать модель работы и в целом двигаться только вперёд.

— Какие критерии легли в основу оценивания вашей работы?

— Федерация и букмекеры оценивали количество зрителей, рост в соцсетях, работу с аудиторией и другие вещи, развивающие регби как вид спорта.

Фото: Михаил Шуклин / Gornovosti
Фото: Михаил Шуклин / Gornovosti

— Какие проекты у «Енисея-СТМ» в этом году зашли лучше всего? Три примера, если можно.

— Сразу отмечу полностью пересобранный матчдэй, или мероприятия на стадионе перед матчем. Мы иначе посмотрели на пространство домашнего стадиона и решили его расширить. Сделали одну из развлекательных зон на запасном поле — кстати, Юрич согласился с этой идеей буквально за пять минут. Расширили линейку фаст-фуда, увеличили количество локаций. Сухой бассейн, дартс, различные мини-игры — было всё. И это выстрелило!

— Народу понравилось?

— Очень даже! И не только болельщикам. Например, перед одним из матчей регбийный судья Андрей Баранов прошелся по всем развлекательным зонам с телефоном, снял все наши активности и отправил друзьям в Москву со словами: «Смотрите, что тут «СТМ» творит!».

Ещё одна реакция была от Жени Антонова — он раньше играл в регби, а сейчас занимается бизнесом. Мы с ним разговаривали после сезона, и он спросил: «Что будете делать дальше? Вы так планку задрали!» Приятно, конечно, что клуб вот так отмечают.

В пересборке главное — учесть все детали, даже маленькие. Мы сделали акцент на семьи с детьми. Работали с частными проектами, молодёжными центрами. И ещё один важный момент — мы добились, чтобы был изменён периметр безопасности.

— То есть?

— Раньше билет требовался при входе на территорию стадиона «Авангард». Сейчас только для того, чтобы попасть на трибуны. Сама территория свободна для посещения. Человек может идти мимо, увидеть яркую тусовку и спокойно в ней поучаствовать.

— Второй пример?

— Очень понравилось наше плотное сотрудничество с министерством культуры. Игроки приняли участие в масштабных концертах, причём вместе с парнями из «Красного Яра». Были выступления к 8 Марта, к юбилею Красноярского края... Ребята ходили на репетиции, переключались и выходили за границы регби.

— Неплохо.

— А третий пример я буквально обожаю. Он будет медийным. В прошлом сезоне, как известно, «Енисей» не играл в Суперкубке, но для нашего регби это большое событие, мы должны были так или иначе в нем оказаться. И оказались. Сначала клубный дизайнер Саша Дарочкин с помощью нейросети сделал графику на тему «Над схваткой», а затем мы в «Телеграме» поздравили Казань с победой известным мемом «Добро пожаловать в клуб!» с Лео ди Каприо. В комментарии к этому посту пришел лично главный тренер «Стрелы — Ак Барс» Джей Пи Нил, что в свою очередь привлекло внимание еще нескольких регбийных каналов. Вот так на ровном месте с ноля мы получили сразу несколько ярких единиц контента.

Что-то для регби можно найти и у «Авангарда», и у «Ливерпуля»

— Как у вас налажен рабочий процесс? Со стороны кажется, что ничего сложного — просто пиши посты и снимай видео. Но мы понимаем, что это не так.

— Этим прекрасно занимается пресс-атташе. У пиарщика другая задача, многие его действия и ходу часто не видны большинству людей. По большому счету, он сам не пишет тексты и не рисует картинки. Его задача — генерировать идеи. Я их ловлю везде — от телеграм-каналов до модных фильмов. Например, моя знакомая Даша Тебенихина ведёт свой канал о путешествиях и фотографиях, и там я тоже могу найти вдохновение. И, конечно же, стараюсь много ездить и общаться с коллегами из других клубов и видов спорта. В этом году был в Омске и Новосибирске, чтобы посмотреть, как их хоккейные клубы работают на новых аренах.

— Регби и хоккей сложно сравнивать. Особенно в плане бюджетов.

— Само собой. Но даже в хоккее всегда можно найти что-то для регби. Например, из Омска в «Енисей-СТМ» прилетела классная история со стеной пожеланий. Мы повесили на одной из стен стадиона два больших листа, на которых болельщики могут написать приятные слова в адрес регбистов.

А формат видеоотчёта с матчдэя мы подсмотрели у футбольного «Ливерпуля» — отсутствие музыки, неспешные кадры, погружение в атмосферу. Все как нужно.

— В Красноярске большое количество профессиональных клубов. Не перегрет ли наш рынок зрелищами? Насколько сложно конкурировать с другими клубами?

— Рынок точно не перегрет. Для такого большого края количество клубов оптимально. А конкуренция всегда идёт на пользу. В Красноярске я бы отметил особое отношение разных клубов — они все очень тепло общаются друг с другом. Ощущение, как будто делают одно общее дело. Вот «Енисей-СТМ» и «Красный Яр» — казалось бы, самые яркие конкуренты, а за пределами поля коммуникация отличная.

— По медийной части сотрудничаете с другими клубами?

— Конечно. Со всеми прекрасные отношения. И с министерством спорта Красноярского края, конечно, в первую очередь. Это по большому счету совместная работа. Мы берём промо хоккеистов, баскетболистов, волейболистов и крутим их в своих каналах. Если «Красный Яр» просит сделать анонс их матча, для нас это нормально, вопросов нет. Конечно, мы делаем. В обратную сторону также. А теперь представьте такую картину в хоккее или в футболе, чтобы на матче ЦСКА анонсировали игру «Спартака»? Да никогда такого не будет! Поэтому те отношения, которые сложились в красноярском спорте, уникальны.

Рамиль вне конкуренции

— Как Первухин, который известен консерватизмом, реагирует на новые идеи? Была ли от него резко отрицательная реакция на какую-либо задумку?

— Я уже два года уговариваю Юрича повесить микрофон во время матча. Но он никак не соглашается. Как и на то, чтобы команда делала свою фирменную хаку не после больших побед, а перед каждым матчем – по аналогии с All Blacks.

— Вряд ли можно выдавать в эфир все эмоции Первухина. Половину точно придётся цензурить.

— Да и пусть! Мне очень нравится ролик, который сделали в хоккейной «Сибири». Там медийщики повесили микрофон на Андрея Мартемьянова и сняли его в работе. Да, из пяти минут три были запиканы. Но это видео набрало бешеное количество просмотров! Поэтому бы не сделать такую идею у нас?

Но целом Александр Юрьевич нормально относится к новым идеям. Я все время слышу про его консервативность, но на самом деле, шеф – ни много ни мало и есть главный PR-щик регби России. На мой взгляд, никто не делает для продвижения нашего спорта больше.

— Кто из игроков самый медийный? С кем проще всего работать?

— Дима Герасимов, Алекс Щербань, Рамиль Гайсин, Юра Баранов, Кеша Зыков, Денис Симплекевич и Карел дю Пре. Но в целом все активно идут на контакт. Кстати, был случай — ваш коллега Паша Катцын запросил на интервью Первухина, но тот не смог присутствовать, и мы предложили Гайсина. Так Рамиль согласился за полторы минуты! И дал очень классное интервью.

С Рамилем Гайсиным после победы в кубке России 2024
С Рамилем Гайсиным после победы в кубке России 2024

Рамиль, конечно, вне конкуренции. Мы с ним в прошлом году классно презентовали новую форму перед началом сезона. Причём промо-вариант нам обошёлся в ноль рублей.

— Это как?

— Хорошему другу «Енисея» Феликсу Руссу из фирмы «Центурион» нужно было подсветить свой бренд с помощью простой коллаборации. Их сторона взяла все расходы на себя, в том числе билеты Рамилю из Красноярска в Москву. От нас требовалось только согласовать игрока и принять участие в продакшене.

Нужно отдать должное Федерации регби России

— Пиар хоккея и регби — что общего и в чём различия?

— По сути, истории одинаковые. Только в хоккее ресурсов больше. Плюс там очень мощно развита медиа-индустрия. Есть Шевченко, Лысенков и другие журналисты и блогеры, которые формируют повестку. В регби пока всё только начинается. Есть отличный инсайдер Иван Железнов с «Железным регби», есть «50-22» с их подкастами, еще несколько проектов, но нужно, конечно, больше.

И задача клубов — работать со СМИ и блогерами. Что, например, «Енисей» и делает. Мы даже готовы выделять под съёмки VIP-зону. Ребята снимают свои подкасты, расшифровывают их, и материалы гуляют по интернету. Это большой плюс и для клуба, и для регбистов, и для самих блогеров. Все в выигрыше.

— Кого бы отметили из соперников?

— Очень неплохо выглядят московское «Динамо» и казанская «Стрела — Ак Барс». У них тоже мало возможностей, но они делают качественные истории.

Если же говорить о других видах, назову Мишу Степанова из «Ак Барса». А также настоящую легенду — Лешу Мишукова из магнитогорского «Металлурга». То, как он строит работу своей медиа-команды на протяжении уже 25 лет, вызывает неподдельное уважение.

— Реально ли подтянуть регби к хоккею?

— Вполне. Нужно отдать должное Федерации регби России – в последние несколько лет развитие вида в стране максимально заметно. Матчи на больших стадионах, трансляции на федеральных каналах, массовость – это все идет от ФРР.

С заместителем коммерческого директора Федерации регби России Анной Накапкиной
С заместителем коммерческого директора Федерации регби России Анной Накапкиной

Что касается нашего клуба, можно использовать, например, статистику – процент заполняемости трибун. «Енисей-СТМ» в этом сезоне был на очень хорошем уровне. Даже при известных исходных данных, например, по организации матчдэя наш клуб практически ни в чем не уступил той же «Сибири», которая играет в КХЛ и стабильно собирает по десять тысяч зрителей на каждом матче без особой рекламы.

Понятно, что можно делать крутые штуки, искать варианты, но, конечно, в любом случае регби России нужны ресурсы – как финансовые, так и людские.

— В Новосибирске, кроме хоккея, больше ничего нет. Там остальные клубы болтаются на вторых-третьих ролях. Про Омск вообще говорить не стоит. В Красноярске совсем другая история — у нас есть много клубов в сильнейших лигах страны.

— И это хорошо, это тоже визитка Красноярского края. В этой системе тоже можно качественно работать. У нас ведь до сих пор перед глазами яркий пример дошедшего до финала ВХЛ «Сокола» и того, как они «упаковывали» свои матчи в том сезоне.

«Как причудливо тасуется колода»

— Вы много лет отработали в хоккее. Как случилось регби?

— Это называется: «Как причудливо тасуется колода». Некоторое время назад я курировал работу с партнёрами в «РБ Спорт» и в том числе холдинг сотрудничал с Федерацией регби России. Когда партнерское направление в «РБ» было закрыто, я начал смотреть рынок и в том числе отправил резюме в ФРР. Через несколько месяцев возник вариант с «Енисеем-СТМ». Мы встретились с Александром Юрьевичем в Москве, посмотрели друг на друга и договорились.

До этого я видел ровно один матч регби России – финал Кубка «Енисей-СТМ» х «ВВА-Подмосковье» в 2021 году.

«В Гремячей гриве»
«В Гремячей гриве»

— Как встретили в красноярской медийной тусовке?

— Нормально. Здесь осталось много знакомых с Универсиады-2019, на которой я тоже работал. Некоторые удивлялись, что я в строгом костюме на матчах работаю. Некоторые подшучивали, что меня тут хватит всего на два месяца. Получилось чуть дольше.

— Как вы оказались в PR? Вы, помнится, начинали журналистом.

— Все началось с футбольного челябинского «Спартака» из первого дивизиона. Затем были клубы КХЛ «Трактор» и «Витязь». Последние два с половиной года – «Енисей-СТМ» и Красноярск, замечательный клуб и впечатляющий регион.

ДОСЬЕ

Игорь Жуков, руководитель отдела развития РК «Енисей-СТМ».

Дата рождения: 7 января 1978 года (Челябинск).

Образование: Челябинский государственный университет.

Карьера: первые шаги в спортивной журналистике делал ещё в студенческие годы. Работал в различных изданиях Челябинска. Был пресс-атташе в футбольном «Спартаке» из Челябинска, возглавлял медиа-отделы в хоккейных «Тракторе» и «Витязе». Сотрудничал с рядом федеральных изданий. С 2022 года отвечает за медиа-работу и продвижение в регбийном клубе «Енисей-СТМ».

Достижения: неоднократно признавался лучшим спортивным журналистом Челябинской области. Клубные пресс-службы под руководством Жукова отмечались в профессиональных конкурсах.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА