Проспект культуры
В Красноярске впервые в России представили «Турандот» с финалом Лучано Берио
Сюжет с первых минут погружает зрителя в атмосферу Древнего Китая, где живёт принцесса невиданной красоты.

Сказки бывают добрые, а есть… для взрослых. Один из таких сюжетов — пьеса «Принцесса Турандот» итальянского драматурга Карло Гоцци, которую автор заимствовал из персидского фольклора и талантливо переработал.
Это произведение привлекло внимание композитора Джакомо Пуччини, он решил написать оперу, но не успел закончить. Однако в 1926 году оперу в трёх действиях представили миланской публике, без финальных арий. На премьере дирижёр Артуро Тосканини прервал спектакль, объявив, что опера заканчивается, потому что Маэстро поставил точку. В дальнейшем все представления «Турандот» завершались заключительным дуэтом и финалом, написанными композитором Франко Альфано на основе черновиков Пуччини. Но и эта версия не является единственной — свои варианты концовки предложили композиторы Лучано Берио и Хао Вэйя.
Сюжет с первых минут погружает зрителя в атмосферу Древнего Китая, где живёт принцесса невиданной красоты. Однако Турандот ненавидела всех мужчин и для каждого нового претендента на её руку придумывала смертельные загадки. Не справился — казнить. Так складывалось много лет, пока очередной жених-смельчак всё-таки не нашёл все ответы — это был сын свергнутого хана Тимура, изгнанник Калаф. Его пытались отговорить отец и любимая невольница Лю, министры и даже император, но тщетно. В итоге принцесса всё равно отказывалась выйти замуж за Калафа и хотела его кончины. Ханский сын, скрывавший от всех своё имя, согласился умереть, но только если принцесса отгадает, кто же он такой. Турандот отдала приказ узнать имя незнакомца. Так как Калафа видели с отцом и Лю, то тех поймали и пытали, в надежде раскрыть личность героя. Невольница свела счёты с жизнью, но не выдала имя любимого. Это настолько поразило Турандот, что она предложила Калафу свободу. Но он не мыслил жизни без красавицы и раскрыл себя. Принцесса же в присутствии придворных заявила, что имя незнакомца ей известно — это Любовь.
Легендарную оперу представили на красноярской сцене на открытии международного фестиваля «Парад звёзд в оперном», посвящённом тенору Петру Словцову.
Режиссёром «Турандот» (12+) выступил Сергей Новиков, музыкальным руководителем — главный дирижёр Красноярского театра оперы и балета Дмитрий Юровский. Оба премьерных дня заглавную партию принцессы исполнили приглашённые солистки — Ирина Окнина из Московского музыкального театра «Геликон-опера» и Алёна Диянова с Приморской сцены Мариинского театра.
Самый распространённый финал сочинён учеником Джакомо Пуччини, Франко Альфано. Но многие музыканты, в том числе Дмитрий Юровский, не считают его идеальным: якобы в этой версии слишком много Альфано и слишком мало Пуччини.
— У Альфано финал очень помпезный, массовый — и в этом есть своя эффектность, — отметил маэстро. — Берио же подчеркнул интимность и камерность оперы. На мой взгляд, это больше соответствует стилю самого Пуччини — тем этот финал для меня гораздо интереснее. И для нас он подходит лучше, чем все остальные редакции.
Работа над спектаклем шла почти год. Артисты поют на итальянском языке, для зрителей над сценой расположен экран с субтитрами. В театре отметили, хотя режиссёр-постановщик Сергей Новиков выбрал одну из известных концовок истории, но добавил неожиданные сюжетные ходы, чтобы дать зрителю возможность задуматься.
Оба показа прошли с аншлагом. Зрители с удовольствием делятся впечатлениями: «Всё три действия пролетели на одном дыхании! Костюмы, декорации, пение выше всяких похвал. Праздник для ушей и глаз!» — рассказала Нина Корвалева в группе театра в сети «ВКонтакте». Посетила премьеру оперы и телеведущая Юлия Барановская. «Браво! Потрясающая постановка. Зал аплодировал стоя. Поздравляю всех с премьерой. Шикарная «Турандот» в Красноярске. Просто восторг!» — отметила Юлия в своих социальных сетях.
Нюанс
Впервые в России историю о китайской принцессе увидели не в формате оперы. «Принцессу Турандот» в 1922 году представил Евгений Вахтангов на сцене Третьей студии Московского художественного театра, впоследствии переименованной в Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова. Долгие годы постановка оставалась не только визитной карточкой театра, но и символом школы Вахтангова. В честь этого знаменитого спектакля в 1991 году была учреждена театральная премия «Хрустальная Турандот», а в 1997 году у здания театра установили фонтан авторства Александра Бурганова.
Анонс
Международный фестиваль «Парад звёзд в оперном. Словцов» проходит в Красноярском театре оперы и балета имени Д. А. Хворостовского до 10 апреля.
В программе множество событий:
18 и 19 февраля — «Евгений Онегин» Петра Чайковского (12+)
23 февраля — концерт теноров «Словцов-гала» (12+)
1 и 2 марта — «Трубадур» — восстановленная опера Джузеппе Верди (12+)
5 марта — концерт «Пуччини страсти» (12+)
8 и 9 марта — «Аида» Джузеппе Верди (12+)
15 и 16 марта — «Пиковая дама» Петра Чайковского (12+)
9 и 10 апреля — гала-концерты оперных шедевров (12+)
В рамках фестиваля зрители увидят выставку архивных фотографий Петра Словцова, руководство и артисты театра возложат цветы к месту упокоения «сибирского соловья», знатоки оперы смогут попробовать свои силы в тематическом квизе.