Новости
Особая карта.
Человек, рискнувший совершить путешествие по Красноярску в инвалидной коляске самостоятельно, не раз подумает о том, что ему бы очень даже не помешал спутник, досконально знающий город. Для этого и была недавно запущена молодёжным правительством дублеров Красноярского края электронная карта доступности Красноярска.
И штурман уточняет в последний раз маршрут
Несколько месяцев 25 членов молодежного правительства собирали и систематизировали информацию о возможности инвалида беспрепятственно попасть внутрь более чем 300 объектов. Студенты - волонтеры по созданию электронного путеводителя Красноярска для инвалидов - отталкивались от нормативов, заложенных в государственных строительных правилах. Там предусмотрены многие меры по обеспечению безбарьерной городской среды, причем давно. Вот только не все их выполняют.
Информацию об обследуемых объектах вносили в специально разработанные для этого анкеты. В список объектов электронной карты попали самые различные учреждения, от связи до транспорта, от магазинов до поликлиник и аптек.
- Анкета заполняется непосредственно на месте обследования объекта, - поясняет «ответственное лицо» проекта Агата Орешникова, руководитель комитета по строительству и архитектуре молодёжного правительства. - Напротив каждого критерия ставится символ либо на пересечение со столбцом «да», если объект соответствует критерию, либо напротив столбца «нет», если критерию не соответствует. Прочая информация заносится в столбец «Примечание». Примечания, безусловно, приветствовались. В каждой анкете необходимо было указать время обследования, дату и название обследуемой организации. Проверка каждого объекта начинается от ближайших остановок общественного транспорта, название которых указывается в специально отведённом столбце. Критерии определялись для пути движения от каждой транспортной остановки до объекта отдельно.
Яркий калейдоскоп из красных, жёлтых и зелёных значков «инвалид» будто нечаянно просыпан по карте. Но ничего случайного в этом «светофоре», символизирующем состояние безбарьерности, нет. Все значки с «мужиком на колесе», как зовут инвалиды свой символ, на соответствующих расположению объектов местах.
Если сравнить подобные электронные путеводители по другим городам, то для пользователя очевидно преимущество красноярской карты. Во-первых, на что ни ткнёшь - всё работает! Достаточно набрать адрес электронной карты www.krasdostup.ru . Огромное количество фотоиллюстраций наглядно демонстрируют состояние входов во все нанесённые на карту учреждения. Некоторые проиллюстрированы снимками с двух-трёх ракурсов. И по разнообразию отмеченных на карте учреждений Красноярск тоже лидер!
Но, увы, и недоработок пока ещё в карте тоже достаточно. Главная странность карты - механическое следование её создателей выбранным параметрам без учёта дальнейшего пути инвалида по объекту. Важнейший параметр, после наличия пандуса, высота порога на входе в учреждение. Порог не должен, согласно строительным нормам, возвышаться над общей поверхностью более чем на 25 мм.
А теперь давайте с этой меркой подойдём к соцобъекту, что на улице Марковского, 56. Инвалидам он больше известен как здание краевого отделения ВОИ. На месте его расположения на электронной карте значок жёлтого цвета, что означает «частично доступен». Значок мог быть и зелёный, что бы значило «полная доступность», будь остановка там поудобнее да поближе. Но все же знают, что, перефразируя классика, редкий инвалид доберётся до краевого ВОИ. Уж больно крута лестница, ведущая на второй этаж, в офис краевой организации инвалидов! Даже мероприятия и встречи гостей-инвалидов обычно проходят не в этом здании, а на нейтральной территории.
Или другой пример. Во многих кварталах нашего города количество аптек превышает число торговых киосков. Агата согласна, что если в одном квартале можно зайти в четыре аптеки, то не обязательно требовать наличия пандуса от каждой аптеки. Важно, чтобы инвалид мог попасть хоть в какие-то из этих аптек или магазинов. Чрезмерным усердием и в этом деле можно вызвать раздражение у остальных горожан. Порой учреждение втиснуто в такую тесноту тротуаров, постоянно сужаемых в пользу проезжей части дорог. Пандус в таких местах всегда крошечный и высокий. Воспользоваться им инвалиду невозможно. И для прохожих такой с позволения сказать «пандус» дополнительная помеха!
- Наша группа занялась созданием этой карты по собственной инициативе, - завершает наше виртуальное путешествие Агата. - Нам никто не давал на этот счёт ценных указаний сверху. Не получали мы гранта за работу над электронным «безбарьерным путеводителем». Волонтеры старались предельно ответственно подойти к работе над картой доступности Красноярья. Мы считаем, что обеспечение беспрепятственного доступа во все учреждения - это соблюдение прав и учёт физических возможностей не только инвалидов. Это огромное удобство для пожилых горожан, для мам с детьми в колясках! О недостатках карты мы уже и сами знаем, понимаем, что порой карта не совсем точно отражает непростые реалии безбарьерной среды города и края. И разумеется, мы консультировались с несколькими организациями инвалидов, с ВОИ организацией родителей детей-инвалидов «Открытые сердца». Наша волонтёрская группа способна принять критику и предложения от инвалидов по совершенствованию карты. В неё можно и нужно вносить изменения. Мы планируем вносить в эту карту информацию о более полном состоянии безбарьерной среды всего объекта, а не только входа в него.
Что ж, не будем судить строго энтузиастов. Лучше поможем им. Тогда карта Красноярска безбарьерного избавится от ошибок, делающих этот путеводитель схожим с картами Магеллана.