Новости

Мобильный спам

Мобильный спам

Пожалуй, с этим сталкивался каждый, кто хоть раз заполнял в магазине анкету ради получения дисконтной карты или одноразовой скидки. Вроде бы свои данные сообщаешь только в отделах с любимыми брендами, а через месяц тебе начинают приходить эсэмэски обо всех акциях в городе.

Если эсэмэска непрошено стучится

Сначала они робко стучатся примерно раз в месяц, потом напор увеличивается - до одного раза в неделю. И так по нарастающей: иногда количество ненужных эсэмэс доходит и до пяти в день. Причём увеличивается и количество источников спама. Сначала один клуб пишет, потом подключаются всё новые и новые желающие сообщить в большинстве случаев совершенно ненужную информацию. Почему это случается? Да просто происходит обмен телефонными базами. Один владелец анкет, у которого они заполнялись собственноручно владельцами телефонных номеров, продаёт эту информацию другой сети магазинов или клубов.

Чтобы избавиться от эсэмэс-спама пользователю телефона стоит начать с самого простого - внимательно ознакомиться с функциями аппарата. Возможно, удастся отписаться от рекламы и всевозможных анонсов, поставив галочку в нужном месте в опциях телефона. У многих операторов данная функция включена по умолчанию. Второй вариант - позвонить своему оператору и пожаловаться на ненужную рассылку. В данном случае компания сотовой службы блокирует сообщения от указанного вами номера.

Для того чтобы эсэмэс-спам не так часто приходил к вам на телефон, можно завести две сим-карты - одну для пользования, вторую для прикрытия. Например: пришли в магазин, заполнили анкету, указали свой второй номер телефона и получили скидку. Стоит обратить внимание, что отключать вообще доступ вашего телефона к любым рассылкам не стоит: в последнее время эсэмэс-спам приходит и от самих операторов (например, новые тарифы и пр.). Также нас оповещают о балансе лицевого счёта при подходе к нулевой отметке. Несмотря на то, что это своего рода спам, информация в данных сообщениях всё же несёт смысловую нагрузку для пользователя.

Ещё можно воспользоваться интернет-помощником на сайте компании, у многих уже появилась возможность блокировать спам с определённых номеров онлайн. Однако не всегда удаётся избавиться от надоедливых рассылок из магазинов вот так просто. В случае возникновения осложнений борцы со спамом предлагают действовать по следующей схеме:

  1. Пишется жалоба в региональное отделение ФАС.

  2. По факсу посылается в ФАС. Копию желательно отправить в рекламируемое предприятие.

  3. Ожидается результат. Он практически всегда положителен.

Жалоба при этом может выглядеть примерно так: «Жалоба на нарушение требований ст.18 ФЗ № 38-ФЗ «О рекламе».

Сообщаю вам, что отдел маркетинга компании «…» систематически нарушает требования ст.18 ФЗ № 38-ФЗ «О рекламе», распространяя рекламу своего заведения по сетям электросвязи без согласия на то абонентов мобильных операторов. В частности, в первом квартале 2010 г. я получал рекламные эсэмэс-сообщения указанной компании о тех или иных мероприятиях и акциях, хотя никакого предварительного согласия на такой способ приёма рекламной информации, предусмотренного для рекламодателя, рекламораспространителя, п. 1 ст 18 указанного выше ФЗ я не давал. Тогда же я по телефону пожаловался в указанную компанию, оператор заявила, что мой мобильный номер будет исключён из рассылки. Однако позже я опять неоднократно получал сообщения рекламного характера следующего содержания: «…». Я не желаю получать рекламных звонков и СМС ни от одной организации, ни от одного предприятия кроме тех, которые мной уполномочены на такого рода действия.

На основании изложенного ПРОШУ:

  1. Проверить деятельность компании по распространению рекламы по сетям электросвязи.

  2. Принять меры, предусмотренные ФЗ № 38-ФЗ для прекращения нарушения указанного закона».

Между тем многие страны уже давно жёстко контролируют виртуальных надоед. В том же Израиле был принят закон, дающий возможность судам наказывать шекелем за электронный и телефонный спам. А Гонконгское телекоммуникационное ведомство объявило о запуске списка телефонных номеров, на которые рекламные SMS и MMS сообщения доходить не будут. Достаточно сообщить номер телефона на горячую линию и можно забыть о назойливой рекламе.

В России же пока всё неоднозначно. В некоторых городах антимонопольщики пытались не только заставить спамеров исключить номер жалующегося абонента из базы, но и привлечь к ответственности. Однако предприниматели дошли до Верховного арбитражного суда, который постановил, что эсэмэс-спам не является нарушением закона о рекламе, так как посылает сообщения не автоматическая программа, а живой человек.

Однако надежда на то, что в скором времени удастся приструнить российских мобильных спамеров, всё же есть. Госдума рассматривает законопроект, согласно которому запрещается рассылка рекламных SMS или иного рода рекламных сообщений. Наказанием за подобную деятельность может стать штраф величиной до полумиллиона рублей. Изменениям, как предполагается, подвергнется 18 статья закона «О рекламе», в которой будет указано, что рассылка сообщений по средствам электросвязи допускается, только если имеется письменное разрешение самого адресата. Как рассказали авторы законопроекта, мобильным компаниям придётся вносить изменения в соглашение с каждым своим клиентом. Для тех, кто ещё не определился с оператором, при подключении будет предложен выбор, соглашаться на получение рассылки или нет.

В ответ представители большой тройки мобильных операторов России сообщили, что в их договорах на оказание услуг связи уже имеются статьи, оговаривающие согласие пользователя на получение рекламных сообщений. Для тех, кто подключён уже давно, тоже нет необходимости идти пересматривать договор: данные пункты вносятся в него автоматически, и при этом абонент получает эсэмэс с уведомлением. Правда, зачастую форма договора не предполагает того, что абонент захочет отказаться от надоедливых посланий. Просто автоматически подписывается согласие со всеми условиями тарифа, и остальное уже на совести оператора. Каждый, кто подключал сим-карту в той же Москве, знает, как крупные операторы ежечасно закидывают своих абонентов всеми возможными сообщениями: о лотереях, акциях, дополнительных услугах и так далее. И ещё не факт, что разрабатываемые Госдумой поправки к закону устранят это противоречие, и каждый будет получать только те SMS, согласие на которые давал.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА