Проспект культуры

«Мы — крутые!»: интервью с красноярской рок-группой «ХУ=ХИ»

Музыканты рассказали журналисту Дмитрию Попугину о своём творчестве и концертах.

«Мы — крутые!»: интервью с красноярской рок-группой «ХУ=ХИ»
Группа «ХУ=ХИ» в редакции Gornovosti

Дмитрий Шабалин

Красноярская группа «ХУ=ХИ» — один из старейших коллективов Красноярска. Группе уже более тридцати лет. Её бессменный лидер Владимир Буш известен в городе как шоумен и телеоператор. Помимо клипов на собственные песни, в качестве режиссера Владимир снял четыре клипа для группы «Яхонт». Несмотря на слепоту, это энергичный и неутомимый человек.

Фронтмен в сопровождении участников коллектива Анны Чурсиной и Павла Ревкуца пришли на интервью в редакцию издания «Городские новости». Они рассказали журналисту Дмитрию Попугину о творчестве, концертах, а также о том, что было бы, если бы музыканты-академики оказались в условиях рок-групп, а также как можно развивать музыкальное направление в Красноярске.

— Есть в творчестве группы «ХУ=ХИ» черта, которая отличает вас от остальных местных коллективов?

Владимир: Конечно есть! Мы – крутые парни и девчонки! А если серьезно, то в наших выступлениях присутствует фирменный драйв, которого нет у других коллективов.

— Группе более тридцати лет, но за это время у коллектива не вышло студийных записей. Концерты концертами, но многим слушателям хотелось бы и дома прочувствовать вашу энергетику.

Владимир: Всё у нас есть, но мы не делаем на этой особый акцент… А вообще в Красноярске слабоватая музыкальная движуха. Вроде есть интересные группы, а вот «выхлопа» нет. На мой взгляд, в музыкальном плане Новосибирск развит гораздо лучше. Мы – героическая команда. Играем и останавливаться не собираемся, несмотря на все трудности.

Павел: По части отсутствии записей мы, конечно, уникальный коллектив. Мы более сосредоточены на выступлениях.

— Приглашают коллектив «ХУ=ХИ» на различные фестивали?

Владимир: Если нас зовут, то обязательно едем! Вообще я не приемлю тенденции делать музыкальные фестивали на несколько сотен километров от города. Приезжаешь на место уже уставший, а если это лето, то поездка превращается в борьбу с жарой и духотой. А ведь ещё и зрители должны туда добраться и столкнуться со сложностями. Например, Красноярск – прекрасный город для подобных мероприятий, чего только стоит великолепная сцена, которая появилась на острове Татышев! Но, к сожалению, рок-фестивалей становится меньше.

Анна: В июне прошлого года мы выступали на музыкальном фестивале «Железный Феликс», который проходил на стадионе в селе Дзержинское. Мероприятие имеет богатую историю и всегда сопровождался большой движухой, но в этот раз по зрителям было всё печально. Мы выступали вечером, когда на охоту вышла вся местная мошкара и прочие кровососущие насекомые. Я была в платье и это выступление очень запомнилось… Во время нападения гнуса, мне кажется, что мы играли гораздо быстрее, чем надо.

Владимир: Повторюсь, что надо в городе делать мощный фестиваль на два-три дня. Есть у многих чувство, что Красноярск не готов сейчас к этому, но они ошибаются, так как спрос в городе достаточно большой. Ну и надо приучать красноярцев к хорошей музыке, так как ниша пустует в последнее время. Можно приглашать группы и из соседних городов. Да и у нас своих интересных команд предостаточно. Коллективов пятьдесят точно наберётся, которые могут отлично выступить… И знают ноты…

— А есть сейчас какие-то яркие и самобытные музыкальные группы в Красноярске?

Владимир: Без лишней скромности назову наш коллектив «ХУ=ХИ». Понятно, что можно ещё «Яхонт» отметить. Они такие… Ну как назвать их музыку… Этника и не этника, народники и не народники. Такие антинародники. В группе великолепные музыканты, но не понятно, для кого «Яхонт» играет. У этого коллектива слушателем является городской прохожий. Да и у нас, скорее всего, аудитория такая же, но музыка у нас повеселее и энергичнее.

Павел: Творческие люди, которые стараются развить свой творческий потенциал и сделать профессиональную карьеру, конечно же, уезжают из Красноярска. К сожалению, местное музыкальное комьюнити достаточно небольшое. Да и мы не прилагаем сверхусилий. Коллектив – это наше хобби.

— Вы затронули тему аудитории. А кто слушатель группы «ХУ=ХИ»?

Владимир: Да все подряд! Наш слушатель любит и чувствует драйв!

Анна: К слову о нашей аудитории и драйве. В январе у нас было выступление в клубе «Эрмитаж». В фестивале было заявлено много различных групп. Мы вышли на сцену и играли перед совершенно пустым залом, но постепенно люди стали заинтересованно подходить к сцене. Собравшиеся зрители стали танцевать, водить хороводы и вообще тепло нас встретили. Это приятно удивило и взбодрило!

— Владимир, вы участвовали в авторитетной группе «Амальгама» и десятилетиями были в авангарде рок-движения. Почему в Красноярске так аморфно развивается музыкальная рок-сцена?

Владимир: В конце 1980-х и начале 1990-х в городе постоянно были в ДК различные вечера, посвященные авангардной музыке. Зрителей приходило достаточно много. Был у горожан большой интерес к таким движухам.

После того, как я потерял зрение, был показательный случай, который мне особенно запомнился. Я приехал в Екатеринбург на форум для людей с инвалидностью. Мы едем в такси, а там включили местную радиостанцию, где всю нашу продолжительную поездку крутили только свердловские рок-команды. Представляете? А у нас что? Красноярские радиостанции уделяют местным группам эфирное время? Да и раньше на радиостанции представляли коллективы, рассказывали что-то про каждого исполнителя, а сейчас музыка идёт сплошным фоном. К сожалению, радио в наше время потеряло свою функцию музыкального просвещения слушателей…

Также к вашему вопросу у меня есть интересная весёлая теория, и я ей с вами поделюсь. Представим, что классические музыканты отправились из своих насиженных мест в подвалы и местные небольшие клубы, а рокеров посадили на зарплату на место ушедших «академиков». Половина классических музыкантов сразу же ушли бы в коммерцию, так как не каждый бы стал за свои деньги оплачивать запись и репетиции. Да больше половины классических музыкантов сразу бы ушли из творчества!

— Анна, ты являешься единственной девушкой в коллективе. Как ты попала в группу?

Анна: Год назад мне позвонил барабанщик группы «ХУ=ХИ» Вячеслав Садлинский и предложил поиграть в группе. Я тогда подумала, что это прикол какой-то. Предложение меня приятно удивило, но я с огромным удовольствием согласилась. Это интересный творческий вызов – поучаствовать в жизни одного из старейших городских коллективов!

— Ты самая молодая участница группы. Тебе самой интересно творчество «ХУ=ХИ»?

Анна: Если бы мне не нравилось, то я бы сразу ушла. Зачем себя пересиливать и заниматься тем, что совершенно не по душе? Мы с коллективом не только играем песни «ХУ=ХИ», но еще пытаемся сочинять и импровизировать. Мне нравится играть в этой группе!

— Можете вспомнить какой-нибудь забавный случай с концерта?

Владимир: Пригласили меня как-то раз в Читу на форум для инвалидов. Это была этакая конференция с медиками. Говорят, спой что-нибудь, связанное с медициной. Я исполнил достаточно провокационную панковскую песню «Шизофрения» на таком серьёзном мероприятии. Удивительно, но тогда я сорвал бурю оваций! Совсем недавно на мероприятии выступали перед возрастной аудиторией – девчонки за шестьдесят. Я и говорю: «Девушки, мы же рок-группа! Дайте волю эмоциям!»

Павел: Смешные истории происходят почти на каждом концерте и на каждой репетиции.

— Вы недавно победили в первом полуфинале фестивального конкурса Krasrock Stars. Костяк соперников состоял из молодых коллективов. Какие впечатления от музыкального спарринга опытной группы с талантливой местной молодёжью?

Владимир: Мы тоже в каком-то смысле молодая перспективная группа! (улыбается). А если серьезно, то мы задали молодёжи планку. Им есть куда стремиться, а то порой всё это представляет довольно печальное зрелище. У коллективов страдает исполнение и вокруг сплошные каверщики… Не очень понимаю, когда в конкурсах играют кавера. Настоящей музыки очень мало. Без обид, но в начале девяностых музыканты местные были посильнее и к творчеству посерьезнее относились.

— Совершенно не было интересных коллективов?

Павел: Ну почему же, интересные группы были. В целом замечательное мероприятие. На финальном концерте Krasrock Stars представим зрителям новые песни, над которыми сейчас работаем.

— Недавно нас покинул звукорежиссер Дмитрий Кружковский. Вы с ним работали? Знали его, как человека?

Владимир: Я записывал с ним пару песен. У меня ко многим вещам панковский подход. Я говорю: «Дима, давай я с ребятами к тебе заеду песню записать?» Он говорит: «Если у вас всё готово, то приезжай с музыкантами своими. Быстро запишем, как раз есть час свободный у меня». Ничего готово не было! Мы эту песню и не репетировали особо. Сыграли как могли, а Дима и говорит: «Вы что, с ума сошли, с неотрепетированной песней приезжать? Сейчас ко мне уже придут». Записали с горем пополам.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА