Общество

Трудиться — всегда пригодится! Как зарабатывали красноярцы в подростковом возрасте?

Мы попросили красноярцев вспомнить о своих первых местах работы, и оказалось, что многие начали свой трудовой путь ещё в подростковом возрасте.

Трудиться — всегда пригодится! Как зарабатывали красноярцы в подростковом возрасте?
Фото: личный архив Светланы Филипповой

Работодатели смогут нанимать подростков в возрасте от 14 до 18 лет на частичную занятость по выходным, нерабочим праздничным дням и каникулах. Соответствующий закон подписал в начале апреля президент РФ Владимир Путин. На первую работу молодых людей будут направлять в том числе службы занятости населения. Также трудиться можно будет в составе студенческих отрядов, которые должны входить в федеральный или региональный реестр молодёжных и детских объединений. Закон вступит в силу с 1 сентября этого года.

Мы попросили красноярцев вспомнить о своих первых местах работы, и оказалось, что многие начали свой трудовой путь ещё в подростковом возрасте.

Зоопарк и гонорары

Екатерина Харитонова рассказала, что в 2007 году она подрабатывала летом в трудовом отряде главы города: «У нас от школы был «элитный» отряд — мы были экскурсоводами в «Роевом ручье», проводили обзорные экскурсии как для детей, так и для взрослых. В моём сердце навсегда останутся ребята, с которыми тогда работала. Мы во время обеда играли в настольные игры или устраивали шутливые фотосессии».

В красноярском зоопарке работала и Ольга Фалеева, правда, не экскурсоводом, а озеленителем.

— Мы цветы сажали. Поливали и пропалывали клумбы, подметали дорожки. Но это моя вторая работа. Первая была годом ранее, — отметила девушка. — На летних каникулах после восьмого класса, когда мне было 14 лет, я устроилась в детскую библиотеку имени Щукина — трудилась по четыре часа. Вытирала пыль на полках, красиво расставляла книжки. Тогда я отработала два месяца: июнь и июль, а в августе уже захотела отдохнуть. Платили за это 400 рублей в месяц!

В школьные годы Мария Орлова жила в Абакане, где и получила первые гонорары за материалы в одноимённой газете: «Я писала разные заметки: про гололёд, про то, как трудно инвалидам устроиться на работу, о конкурсе «Ученик года». Много о чём. Первый гонорар — 170 рублей с копейками — прямо в рамочку поместила! Причём до сих пор помню, как относила в редакцию рукописные тексты (это был 2005 год), а там печатали уже наборщики!»

Пасти и метить

Красноярец Сергей Берс по праву может похвастаться первым опытом работы — было точно весело.

— В 1995 году, когда мне было 14 лет, я жил в Лесосибирске и устроился в ЖКХ: гонял коров с центральных улиц города, — рассказал красноярец. — Мне выдавали банку с чёрной краской и кисточку, я должен был не только отогнать коров в частный сектор за железную дорогу, но и пометить скот, чтобы потом хозяевам выписали штрафы, от которых зависела моя премия. Я привязывал кисточку к длинной палке на манер копья. Поскольку животные меня близко не подпускали, приходилось метить их на дистанции. И тут куда уж попадал. Тогда за один месяц получил баснословные на тот момент четыре тысячи рублей!

Первые заработки Елены Коптеловой тоже связаны с животными: «Мне было 11, и мой дядя платил за то, что я несколько часов пасла барашков в поле в Киргизии. Все ребята завидовали, что у меня есть такая подработка!»

Повод для гордости

Юлия Измашкина в 14 лет трудилась... на заводе в Подгорном:— Я на производстве отливала из пластика детали для холодильника, — поделилась красноярка. — Работали пять дней в неделю по четыре часа. За два месяца получила свои первые 12 тысяч и отдала их маме — жили мы скромно, хотела помочь семье.

Необычная подработка была и у Елены Власовой.

— У нас с этим было строго. Детям работать было нельзя, но помогать можно. Мы макулатуру собирали, морковку на колхозном поле пололи, — отметила Елена. — Первые реальные деньги я заработала лет в тринадцать, когда участвовала в акции помощи детям Африки. Тогда школьники пекли пироги, делали конфеты и прочие вкусности, а потом во дворе школы сделали ярмарку и всем желающим продавали. Я торговала ирисками, которые сделала моя одноклассница. Выручила целых двенадцать рублей. Это были большие деньги для подростка того времени, можно было продукты на неделю купить. Или зимние сапоги. Я же отдала в фонд помощи, как и было оговорено условиями ярмарки. Это было честно и справедливо.

Светлана Сафронова впервые работала в 12 лет, правда, всего три дня.

— Мы высаживали в лесу маленькие сосенки, а потом меня укусил клещ, который с моим рёвом был извлечён, и больше мама меня не пустила. Но деньги мне заплатили, аж полтора рубля. Тогда на них можно было купить, например, десяток яиц и две булки хлеба, — поделилась Светлана.

— В девятом классе я целый месяц работала на полставки учителем в музыкальной школе — там как-то внезапно закончились все преподаватели, и меня позвали. Ужасно гордилась! А на заработанные деньги купила очень классную ткань, и уже в студенчестве сшила из неё платье. Отдельный предмет моей гордости: в 1986 году, когда училась в десятом классе, вся наша параллель устроились техничками в нашу же школу. По пять — семь человек по очереди примерно раз в неделю приходили мыть кабинеты и коридоры. Полученные деньги потратили на выпускной, с родителей ни копейки не собирали. Ну, только на наряды. Ах да, ещё писала в районную газету заметки и получала гонорар, иногда 80 копеек, иногда рубль или даже больше. Пожалуй, это были самые-самые первые официальные деньги, лет в десять-одиннадцать!

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА