Новости

В социальной работе есть место креативу

В социальной работе есть место креативу

Таких педагогов обожают дети в школах. Молодая, обаятельная, очень живая, постоянно фонтанирующая идеями - и ребята, и коллеги ценят такие качества. Наталья Дреер свои таланты раскрыла в социальной работе.

Десять лет назад, после окончания педагогического колледжа, она пришла в центр социальной реабилитации несовершеннолетних «Надежда». За эти годы девушка создала интересные авторские проекты, реализовала программы, результаты которых высоко оценили эксперты.

Уметь быть другом

Так, Наталья Дреер становилась победителем конкурса «Лучший социальный работник 2009 года» в номинации «Лучший новатор-креативщик». В этом же году она получила ещё одну награду, победив в городском конкурсе молодёжных добровольческих проектов. В 2010 году Наталья получила диплом финалиста краевого конкурса профессионального мастерства «Ребёнок. Семья. Общество». Дважды социальный педагог получала благодарственные письма главы города. В этом году Наталья Дреер номинирована на премию мэра, которой поощряют молодые таланты.

Несмотря на внушительный список профессиональных заслуг, быть всегда и во всём первой Наталья не стремится. Говорит, что увлекает больше процесс работы, а не результат.

Сейчас вспоминает, что когда-то специальность «социальный работник» показалась ей слишком уж узкой, решила поступать на «социального педагога». После колледжа окончила по той же специальности юридический институт СФУ. Кажется, что социальная работа - сфера достаточно консервативная. Но это только на первый взгляд. Люди талантливые стараются привнести в неё что-то своё.

- Мы работаем в основном по традиционным технологиям. Но иногда возникают периоды, ситуации, когда требуется какой-то нестандартный подход, - рассказывает Наталья. - Особенно это актуально в работе с детьми. Например, в 2007 году мы создали детскую организацию «Наш дом «Надежда». Вступая в неё, ребята сами придумывают проекты, организовывают мероприятия, принимают решения. Ребёнок учится формулировать точку зрения, высказывать своё мнение, что очень важно для этой категории детей.

Чтобы воспитанник доверился тебе, к каждому нужен особый подход. Дети особые, часто со сложным характером, могут и нахамить, замкнуться. Грубость, крик, силу они нередко воспринимают как норму. Социальных же педагогов отличает бесконечное терпение, мудрость и способность сочувствовать. В каких-то ситуациях взрослый должен быть ребёнку воспитателем, в каких-то - другом. Нужно уметь повести за собой, поскольку убедить подростка бывает сложно, даже в мелочах. Например, вспоминает Наталья, воспитанники «Надежды» участвовали в фотоквесте. Кто-то из ребят засмущался прохожих и отказался делать забавные фотографии на улицах города. Наталья своим примером показала, что ничего страшного в этом нет. Детям наглядно объясняют, что иногда обстановка позволяет раскрепоститься, но есть немало ситуаций, которые требуют дисциплины и порядка. А ещё педагогам нужно быть готовым к сложным вопросам, отвечать на которые придётся искренне. «Что такое внутренний стержень человека?», - спрашивает ребёнок, уже познавший, что такое предательство близких людей, жестокость, равнодушие. Самый же тяжёлый вопрос - это когда родителей должны лишить прав, а ребёнок тревожно спрашивает: «Как я могу вернуться домой?». Отвечая, приходится тщательно подбирать слова.

Любому педагогу, в том числе и социальному, трудно бороться с искушением выделить любимчиков.

- Я стараюсь ко всем относиться с одинаковой симпатией и теплотой. Но лично для меня чем труднее характер ребёнка, тем интереснее с ним работать, - рассказывает Наталья Дреер. - Когда достигаешь хорошего результата, чувствуешь профессиональную удовлетворённость. Из последних примеров: подросток некоторое время находился в «Надежде», прежде чем попасть в детский дом, ситуация в семье сложная, мальчик был агрессивен, пропускал школу. Мы вовлекли его в работу с ветеранами. Объяснили, что он будет заниматься важным и очень ответственным делом. Сказали, если не ты, то с этим проектом никто не справится. Подросток проникся этим, и теперь в детском доме о нём отзываются как об очень активном, хорошем мальчике.

В социальную работу Наталья старается вовлекать волонтёров. Так, её проект «Территория добра» предполагал участие добровольцев из числа молодёжи. Совместная работа воспитанников приюта и ребят из молодёжного центра оказалась очень эффективной.

Надо заметить, что результат работы социального педагога отследить непросто. В приютах дети находятся временно. За эти несколько месяцев ребёнок успокаивается, раскрывается, становится мягче, чем-то увлекается. Но после реабилитационного центра воспитанник либо возвращается к родителям, либо попадает в детский дом. И как потом сложится судьба ребёнка, какие принципы он для себя усвоит, узнать сложно. Поэтому так ценно для работников социальных центров, когда их ребята, уже став взрослыми, приходят к своим воспитателям, рассказывают о проблемах и радостях, спрашивают совета. Того, что когда-то попадали в приют, эти ребята не стесняются. Часто даже это время вспоминают как одно из лучших.

Несмотря на то, что работа отнимает много эмоций и сил, у Натальи остаётся время на увлечения. Человек она разносторонний. Поскольку работа предполагает активность и постоянное движение, отдыхает девушка за чтением и рукоделием. Наталья освоила бисероплетение, вязание, моделирование, шьёт одежду.

Кроме того, у социального педагога мечта, которая имеет все шансы воплотиться. Как только выдастся относительно свободное время, Наталья хотела бы написать книгу о своей работе. Это наблюдения, портретные зарисовки, забавные диалоги. Причём акценты автор расставила бы не на драматических ситуациях, а на трогательных, добрых, оптимистичных моментах.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА