Новости

Ростки, удобренные наукой

Ростки, удобренные наукой

Они не такие, как все, но среди них есть много талантов в разных областях. Пабло Пинеда, например, первый в Европе выпускник университета с синдромом Дауна. Актриса Пола Саж дебютирует в фильме «После жизни». Игра 24-летней девушки с ограниченными возможностями здоровья - одно из самых сильных мест фильма. Американец Саджит Десаи, имеющий выраженные интеллектуальные нарушения, играет на шести инструментах. 20-летний житель Воронежа Андрей Востриков - спортсмен, абсолютный чемпион Европы по спортивной гимнастике среди детей с особенностями развития…

Рука об руку

А ведь ещё совсем недавно единственная дорога для категории людей с интеллектуальными нарушениями вела в интернат. Долгие годы такие дети считались необучаемыми. Поэтому, когда восемь лет назад в Красноярске впервые взялись за реализацию проекта социально-педагогической реабилитации детей и подростков с выраженными интеллектуальными нарушениями, было нелегко.

  • На тот момент мало кто работал в этом направлении, - вспоминает директор центра социальной помощи семье и детям «Первомайский» Людмила Сафонова. - В Красноярске функционировало несколько отделений по реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья в социальных учреждениях города, но они занимались в основном с детьми младшего школьного либо дошкольного возраста. Коррекционная деятельность была направлена на развитие когнитивных функций: памяти, внимания и так далее. А вот опыта работы по социальной адаптации и реабилитации с подростками не было.

И тогда, в 2003 году, центр «Первомайский» в тандеме с региональной общественной организацией «Центр лечебной педагогики», центром социальной помощи семье и детям Советского района и некоммерческой организацией «Фонд социальных инноваций» взялись за разработку красноярской модели помощи людям с особенностями развития.

  • Первое, над чем мы начали работать, - это привитие подросткам с ограниченными возможностями здоровья навыков общения, - разъясняет Людмила Сафонова. - Примерно треть ребят, которые приходили к нам, не умели разговаривать. Кого-то благодаря языку жестов, кого-то с помощью пиктограммы учили понимать друг друга и окружающих.

Ещё один важный блок программы - социально-бытовой. Подросткам помогали осваивать такие, казалось бы, обычные вещи: учили мыть посуду, пылесосить, делать себе простейший бутерброд, застёгивать пуговицы и так далее.

  • Всем этим навыкам ребят обучают в специально оборудованной тренинговой квартире, - отмечает директор центра «Первомайский». - Это очень важно - создать обстановку, приближенную к домашним условиям. Там у нас есть кухня, где подростки могут делать несложные блюда, разогреть чай и пищу. Кроме этого, в квартире оборудована небольшая типография, где проводят занятия по допрофессиональной подготовке. В подростковом возрасте необходимо получать трудовые навыки. Мы нашли наиболее приемлемый вариант - типография. Здесь каждому ребёнку по его возможностям подбирается задание. Кто-то изготавливает обложку для блокнота, кто-то складывает листы, кто-то занимается обрезкой уголков бумаги.

Помимо этого в ходе проекта реализовывали социально-средовый компонент. Ребята знакомились с инфраструктурой города: аптеками, магазинами и другими учреждениями. Осваивали, как правильно перейти дорогу, как совершить покупку и так далее. Однако одной практики оказалось недостаточно, потребовалось научное сопровождение. И тогда к работе подключился институт специальной педагогики педуниверситета имени Астафьева. Благодаря чему была разработана технология социально-педагогической реабилитации подростков с выраженными интеллектуальными нарушениями. Она способствует максимально возможной социализации.

Для науки подобная практика очень важна.

  • Накапливается определённая методическая база, - рассказывает Людмила Уфимцева, заведующая кафедрой коррекционной педагогики института специальной педагогики КГПУ имени В. П. Астафьева. - И, на наш взгляд, имеющийся на сегодня опыт работы с подростками с выраженной умственной отсталостью в центре «Первомайский» необходимо тиражировать в другие учреждения социальной защиты города и края. Это позволит оказать реальную помощь как самим подросткам и молодым людям, так и их семьям, повысив качество жизни. Потому что в результате проведённой коррекционной работы подростки приобретают определённую долю самостоятельности в быту, освобождая время своих близких от забот о себе, давая им возможность вести более активную жизнь.

  • Людям, имеющим выраженные интеллектуальные нарушения, на протяжении всей жизни требуется специальное сопровождение, - констатирует Людмила Сафонова. - Но родители не всегда будут рядом с ними. Поэтому мы и стараемся сейчас научить таких подростков определённой самостоятельности. И надеемся, что через какое-то время в обществе изменится подход к данной категории людей с ограниченными возможностями здоровья. Чтобы, оставшись одни, молодые люди не становились клиентами психоинтернатов, а могли жить у себя дома под патронатом соцработника.

Стоит отметить, что сейчас в обществе проблемам адаптации и социализации инвалидов уделяется гораздо больше внимания, чем это было, скажем, лет тридцать назад. Появляются интегрированные классы, где вместе с обычными детьми обучаются ребята с особыми потребностями. Проводятся различные акции социальной направленности, реализуется множество проектов по адаптации инвалидов. И наряду с социальными работниками активное участие в этой работе принимает студенческая общественность. К примеру, в центре социального обслуживания Советского района уже на протяжении двух лет студенты-волонтёры, обучающиеся на логопедов-дефектологов в КГПУ имени Астафьева, проводят занятия с молодыми инвалидами.

  • У нас есть люди с ограниченными возможностями, которым требуется помощь логопеда, а вот специалиста такого в центре нет, - рассказывает Нина Журавлёва, заведующая социально-реабилитационным отделением центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Советского района. - Поэтому мы обратились за помощью в педуниверситет, и нас включили в данный проект. В настоящее время трое волонтёров проводят специальные занятия с двумя молодыми людьми с особыми потребностями.

Как отмечают специалисты центра, работа по реабилитации инвалидов довольно кропотливый и длительный процесс. Занятия проводятся курсами: добились одного результата - начинают идти к следующей ступени.

  • К примеру, сейчас у нас проходит такие курсы молодой человек после инсульта, - рассказывает Нина Журавлёва. - Изначально студенты-волонтёры провели ему диагностику и выяснили, в каком направлении дальше двигаться. На основании этого для него составлена индивидуальная программа, по которой теперь молодой человек и проходит реабилитацию. И эффект уже наблюдается, что очень важно для клиента нашего центра.

  • Наши студенты, проводя подобные занятия, приобретают практический опыт, который нельзя получить только в процессе теоретического курса, - констатирует Ольга Василенко, заместитель директора института специальной педагогики КГПУ имени Астафьева по воспитательной работе со студентами. - У людей, с которыми работают волонтёры, наблюдаются довольно тяжёлые нарушения речи. Некоторые из них считаются необучаемыми, поэтому практика для студентов, безусловно, очень ценная и пригодится им, как будущим специалистам, в дальнейшем.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА