Новости
Минимум энергии, максимум комфорта
Идеи красноярской студентки привлекли зарубежных учёных
В ноябре 2009 года президент России Дмитрий Медведев подписал федеральный закон об энергосбережении и повышении энергетической эффективности. В июне 2010-го он утвердил перечень поручений, посвящённых реформированию системы государственного управления в сфере охраны окружающей среды. А в нынешнем, 2011 году студентка четвёртого курса Института архитектуры и дизайна Сибирского федерального университета Екатерина Гунькова получила стипендию президента на обучение за рубежом, и уже в сентябре она отправится в Ирландию в университет Лимерика со своим проектом развития экологической архитектуры. И между этими всеми тремя событиями есть самая прямая связь.
Екатерина — одна из 40 студентов, ставших по решению отборочной комиссии победителями Всероссийского открытого конкурса претендентов на стипендии Президента Российской Федерации для обучающихся за рубежом на 2011/12 учебный год. Эту же стипендию получили и 60 аспирантов российских вузов.
Понятно, что просто за хорошую учёбу получить подобное поощрение невозможно. Екатерине, как и всем участникам конкурса, необходимо было доказать, что она не просто достойна стипендии, но и использует свой шанс с пользой — как для себя, так и для науки. И тут как нельзя кстати пришёлся интерес молодой студентки к экологической архитектуре. Как заявила сама Катя в обосновании целесообразности своей поездки за рубеж, её научные интересы сфокусированы на усовершенствование подхода к энергоэффективности в архитектуре. Такая направленность её исследований не только совпала с направлением политики России в сфере охраны окружающей среды, но и заинтересовала зарубежных коллег из Лимерика, пригласивших Катю к себе на целый год.
Почему именно экологическая архитектура? Склонность к этому направлению деятельности у Екатерины Гуньковой проявилась уже в детстве. Одиннадцать лет она занималась академическим рисунком и в 17 окончила художественную школу с отличием. А поступив в СФУ, стала много времени уделять научным исследованиям по энергосберегающей архитектуре. В современном урбанизированном мире с его развитой промышленностью и, как следствие, экологическими проблемами вопрос экономии энергии становится как никогда актуальным. И одним ограничением на использование ламп накаливания и заменой их на энергосберегающие здесь не обойтись. Так, закон об энергосбережении, принятый ещё в 2009 году, устанавливает требования по энергетической эффективности новых зданий. А Катя, проводя исследования, лично пришла к выводу, что устойчивое развитие энергосберегающей архитектуры способно значительно повлиять на экологию, а с помощью энергоэффективного строительства можно сэкономить до 15 процентов всей потребляемой на планете энергии!
Но, пожалуй, всё это было известно ирландским учёным и до Катиной заявки на обучение в их университете. Экологическая архитектура — направление, популярное во всём мире. И в этом отношении скорее именно ирландский опыт привлекает красноярскую студентку. В Ирландии проектируют здания, которые потребляют лишь 25—30 процентов от того объёма энергии, который необходим обычным домам. Да и про светодиодные лампы, срок службы которых доходит до 20 лет, про естественную вентиляцию, встроенный обогрев и охлаждение, про новые энергосберегающие технологии (солнечные батареи, или, например, солнечные обогреватели и охладители) в университете Лимерика, конечно, знают. То, почему научная работа Екатерины Гуньковой заинтересовала зарубежных учёных, по-своему объясняет её научный руководитель Александр Слабуха, профессор, заведующий кафедрой “Архитектурное проектирование” Института архитектуры и дизайна СФУ:
— Современное представление об экологической архитектуре гораздо шире того, что понималось под данным понятием раньше. Сегодня это не только максимальное использование возможностей природных ресурсов и сохранение энергии. Теперь экологическая архитектура воспринимается как среда, комфортная для пребывания человека. При этом речь идёт не только о физическом, но и психическом, эмоциональном комфорте.
Итак, экологическая архитектура как среда комфортного пребывания человека. Что означает этот комфорт? А то, что при всей энергетической эффективности здания каждому его жителю должно хватать и солнца, и воздуха, и тепла. Как обеспечить это в условиях Сибири или, например, Крайнего Севера, где со светом и теплом традиционно особые отношения? Здесь и возникает связь с условиями конкретного региона, с его географическим положением, климатом, традициями. А значит, можно говорить ещё об одном очень важном направлении экологической архитектуры, в котором тесно переплетены экологичность и сохранение историко-культурного наследия.
Сегодня, в период сплошной глобализации, границы между регионами, народами стираются. И зачастую специфические условия, сложившиеся в конкретной среде, при принятии какого-либо решения уходят на второй план.
— Город и жизненная среда, безусловно, должны развиваться, люди должны максимально использовать все технические возможности, — считает Александр Слабуха. — Но при этом не стоит забывать о чисто человеческих качествах среды: она должна быть гуманной. Это один из главных постулатов экологической архитектуры. Мы не говорим о том, что хай-тек, архитектура высоких технологий, антигуманна, нет, напротив, современное зодчество может обладать суперсовременной формой и при этом оставаться гуманным. Очень непросто идти вперёд, развиваться, сохраняя при этом свои национальные устои, связанные с архитектурой. И в этом основная задача Кати и её проекта.
Задачей одновременного движения вперёд и поддержания традиций объясняется и выбор университета. Лимерика — это прогрессивный вуз, сохраняющий свои традиции, и он должен стать хорошей почвой для развития идей студентки из Красноярска.
Обмен студентами не новое явление для Института архитектуры и дизайна. Уже несколько лет он сотрудничает с Чешским техническим университетом. Обучалась в нём на протяжении семестра и Катя. Преподаватели подчёркивают, что приезд студентов из других стран — это всегда взаимный интерес. Конечно, установка Кати — получить новые знания, перенять опыт. Но и профессорам из Лимерика будет полезно пообщаться с представителем иной культуры. Не зря во многих западных университетах обучается очень много иностранцев: университет обогащается их идеями. С той же целью отправляют они и своих студентов в Россию. При этом, как подчёркивает Александр Слабуха, нашим гостям всегда интересны региональные темы. Они пытаются адаптировать свои методики проектирования к сибирским условиям, и им гораздо любопытнее изучать традиционную архитектуру, например, в районе Покровки, нежели бродить по центральным улицам. Сегодня Запад интересуется тем, что мы пока, к сожалению, не ценим.
Начинает развивать региональное направление и Сибирский федеральный университет. В августе его студенты поедут на практику в Эвенкийский автономный округ, чтобы изучить проблемы среды обитания коренных малочисленных народов. Впоследствии будут созданы проекты посёлков, домов, школ, подходящих к условиям Эвенкии. Это затратная, но очень интересная и нужная работа.
Есть в Институте архитектуры и дизайна и пример проекта жилого комплекса на Крайнем Севере. Его автор Александр Милюхин разработал систему внутренних закрытых дворов, которые могут, как цветок, раскрываться в тёплое время года и закрываться в холодное. Кроме того, дома в этом жилом комплексе незаметно для жильцов постоянно вращаются вокруг своей оси, чтобы всем хватало солнца и тепла.
— Мы всегда говорим своим студентам, что проектное решение будет тем интереснее, чем больше будет ограничений, — делится Александр Слабуха. — Попытка найти выход из сложившейся ситуации приводит к нестандартному решению. Тем и интересна Сибирь.
Вот и Екатерина Гунькова едет в Ирландию, чтобы перенять опыт проектирования высококомфортной жизненной среды в Великобритании при условии сохранения ценного архитектурного наследия и, возможно, научиться применять его к нашей традиционной сибирской архитектуре. Ведь сохранение исторического наследия — это вопрос сохранения нации.