Новости

Один день журналиста в полиции или особенности работы ППС Красноярска

Один день журналиста в полиции или особенности работы ППС Красноярска

Опасна и трудна

Полицейские патрули находятся на улице в любую погоду

Сегодня, 2 сентября, День патрульно-постовой службы МВД России. Это те самые теперь уже полицейские, которые проезжают по тёмным переулкам, прибывают на вызов в случае беды. Это те самые 500 человек — именно такова численность полка ППС Красноярска, которые в круглосуточном режиме следят за порядком на улицах.

Журналист «Городских новостей» получил приглашение поучаствовать в патрулировании красноярских улиц в составе любого экипажа в любом из районов Красноярска на выбор. Приглашение было с радостью принято.

Поездка с полицейским патрулём по городу на первый взгляд представляется занятием привлекательным. Воображение рисует жёсткое задержание трусливых жуликов, вызов на алкоскандал в квартиру неблагополучной семьи и бесконечные байки из нашей с вами жизни в патрульном автомобиле из уст умудрённых опытом пэпээсников в редкие минуты затишья.

Возможность выяснить, так ли это на самом деле, нам представилась в компании командира отделения старшего лейтенанта Антона Рыжова, командира отделения старшего прапорщика Сергея Романова и полицейского-водителя старшего сержанта Сергея Созимова.

Смена патрульного экипажа продолжается 12 часов. Сначала полицейские находятся в расположении полка, где экипажи инструктируются, знакомятся с ориентировками, вооружаются. Кстати, из огнестрельного оружия у экипажа один автомат на троих — у командира патруля. После этого отдаётся приказ, подразделения разъезжаются по районам и патрули начинают движение по определённому маршруту.

Одна из задач экипажа патрульного автомобиля — проконтролировать стационарные посты. Но доехать до них сразу не всегда удаётся. Потому что по рации может поступить информация о вызове по любому адресу или о совершении преступления. Направления маршрута в таком случае может поменяться диаметрально. Так произошло и на этот раз — после посещения первого поста и по дороге ко второму по рации прозвучал адрес и вводная информация о сути вызова. Резко тормозим и, развернувшись, устремляемся на место. Как выяснилось, в квартире скандалили бабушка с внучкой. И полицию вызвали они обе друг на друга. Случилось у них какое-то недоразумение с регистрацией прав на жильё — бабушка ранее давала на это денег внучке и вдруг потребовала их обратно. После приезда полицейских бабушка, как человек старой закалки, писать заявление отказалась. Внучка, напротив, заявление на бабушку написала, обвинив её в нанесении психологической травмы. Заявление приняли, передадут участковому.

Конечно, приходится оперативно реагировать на более серьёзные вызовы, в основном связанные с кражами. Если патрульным удастся задержать правонарушителя по горячим следам, то есть в течение часа после сообщения о преступлении, то экипаж может рассчитывать на премию в размере тысячи рублей на каждого. Но преступник может быть чем угодно вооружён, на улице может быть минус тридцать градусов, так что лёгкими эти деньги не назовёшь.

— Все сообщения в эфире записываются в бортовой журнал, — говорит старший лейтенант Антон Рыжов. — Кроме того, у каждого полицейского есть служебная книжка, где ведётся учёт задержанных, фиксируются ориентировки, поступившие по рации. Писать приходится довольно много. На каждый вызов необходимо составлять рапорт о его отработке, результатах отработки. В конце смены скапливается довольно большой объём бумаги.

Действительно, на заднем сиденье патрульной машины находилась увесистая стопка различных журналов о прохождении инструктажей, фиксации вызовов и так далее. Есть место и для технических новинок: в кабине имелся нетбук, с помощью которого появляется доступ в режиме онлайн к объединённой базе данных. Благодаря этому новшеству, у экипажа есть возможность пробить сведения об определённом гражданине: попадал ли он раньше в поле зрения правоохранительных органов, какие правонарушения совершал, где прописан и многое другое. Конечно, такое возможно только в случае, если известны его имя-фамилия. Кроме того, каждый автомобиль оснащён глобальной системой позиционирования, что позволяет дежурному офицеру в управлении контролировать перемещения экипажей, направлять ближайший из них к адресу вызова.

К слову, полицейские экипажи наравне со всеми также страдают от транспортных проблем большого города — стоят в пробках и идут на всяческие ухищрения, чтобы быстрее проехать на место происшествия. Одного только не делают — не используют спецсигналы. По инструкции это разрешено, только если есть угроза жизни и здоровью человека.

…Вдруг по рации поступает сообщение о совершении разбойного нападения на подростка, у которого отобрали сотовый телефон. Подозреваемый одет в чёрную куртку с капюшоном, в чёрные кроссовки с белыми вставками, на вид 18—20 лет и от места преступления удаляется по улице Мирошниченко. В автомобиле сразу начинается обсуждение, куда грабитель может уйти с этой улицы. Предлагается заодно объехать гаражи, осмотреть автобусные остановки, дворы общежитий. Как много, оказывается, по городу ходит народу в чёрном! Будто государственный траур объявлен. В каждом молодом парне в чёрном капюшоне видится преступник. Вот один на остановке будто специально наклонился, чтобы скрыть лицо, вот другой, глянув на полицейскую машину, вдруг сменил направление движения. Много подозрительных, но на сто процентов соответствующих приметам нет. Около 20 минут курсировали по окрестностям улицы Мирошниченко, пересекая её время от времени. Вдруг совершенно неожиданно для себя самих преградили путь подходящему под приметы молодому человеку. Задержание. Спрашивают — телефон с собой есть? Есть. Руки, наручники, погрузка в кузов. Как там, оказывается, узко и мало места. Больше двух человек не поместишь.

— Сейчас проедем в РОВД. Если потерпевший не опознает задержанного, то извинимся и отвезём где взяли, — поясняет Антон Рыжов. — Если опознает, то дежурный оформит задержание, а экипаж снова отправится патрулировать улицы.

По прибытии в РОВД выяснилось, что это были учения. Задержанный — стажёр, сам скоро станет настоящим полицейским. Зная о неоднозначном отношении к правоохранительным органам в обществе и в частности среди молодёжи, интересуемся у начинающего полицейского, как отнеслись друзья к выбранной профессии.

— Нормально. У меня дед милиционером работал. Друг вот тоже собирается документы подавать, — говорит стажёр. — Для меня это в первую очередь стабильная работа в государственном секторе, которая обещает стать высокооплачиваемой в ближайшем будущем.

И правда, с января следующего года прошедшим аттестацию работникам МВД, которые стали полицейскими, обещано повышение зарплаты в разы.

Читайте также:

Наш корреспондент вышел в ночное с красноярскими дорожниками

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА