Новости

Режиссёр из Швейцарии Николас Штайн: «Коммерческая ерунда неинтересна…»

Режиссёр из Швейцарии Николас Штайн: «Коммерческая ерунда неинтересна…»

Снимать кино в Европе тоже сложно

Благодаря проходящему международному кинофестивалю, Канск стал местом притяжения для современных арт-деятелей со всего мира и их творчества. Местные жители уже попривыкли к иноязычным гостям, которые часто шокировали их нездешним видом, а в последние годы и своими необычными инсталляциями. Хотя и для заморских гостей приезд в сердце Сибири, о которой у многих из них сложилось понятие полумифологическое, подобен заброске в джунгли Амазонки. О впечатлениях, о роли короткометражного кино в культуре мы беседуем с молодым режиссёром из Швейцарии Николасом Штайном. Николас - победитель прошлогоднего IX Международного Канского видеофестиваля, получивший второй приз за фильм «Это я - Хельмут». В 2011 году он снова приехал в Канск, чтобы стать членом жюри фестиваля.

- Николас, что известно о Канском фестивале в Европе?

  • Нельзя сказать, что Канский фестиваль широко известен европейской публике вообще и творческой аудитории в частности. До того как отправить свой фильм на этот конкурс, я ничего о нём не знал. Но в этом и его прелесть - это маленький фестиваль, и с точки зрения участника это очень здорово. В чём особенность большого Каннского фестиваля - он является, по сути, огромным кинорынком. А здесь маленький конкурс, все друг друга знают, все находятся в постоянном контакте. Вот мы сейчас вернёмся домой и будем всем рассказывать: «Ребята, смотрите, есть такой фестиваль в Сибири - 28 картин, все участники приехали, и можно между собой общаться, обмениваться контактами и идеями». Это очень круто!

- Скажите, Николас, для европейца приезд в Сибирь до сих пор остаётся каким-то экстримом, приключением, новым опытом?

  • Конечно, это приключение, потому что всё очень сильно отличается - люди, устройство жизни, архитектура. Незадолго до отъезда я купил себе книжку по советской архитектуре, дома посмотрел иллюстрации, а когда приехал, сразу - хоп! - как будто в них попал. И транспорт другой - очаровательные старые автобусы. Сразу понимаешь - ты оказался в совершенно другом месте, где много отличий. Когда здесь идёшь в ресторан и рядом не окажется никого, кто мог бы переводить, то начинаешь коммуницировать жестами, руками и ногами - это тоже новый опыт.

- Вопрос про кино. Можно ли сказать, что программа Канского фестиваля или любого другого подобного кинофорума - это «высокая мода» в мире кинематографа? Идеи и находки, продемонстрированные здесь, могут потом появиться на вооружении кино мэйнстримовского?

  • Нельзя сказать, что это завтрашний день. Здесь было много фильмов, которые можно назвать мэйнстримовым кино, просто это короткий метр. В фестивале участвовал фильм «Философ» с участием Жана Рено - это совершенно нормальное зрительское кино, которое доступно абсолютно всем. Особенность программы этого фестиваля в том, что здесь поддерживается некоторое равновесие. Здесь зрительское кино соседствует с кино экспериментальным, которое вполне может в дальнейшем сформировать мэйнстрим завтрашнего дня. Я когда ехал сюда уже как член жюри, то полагал, что экспериментального кино, которое будет трудно для понимания, которое заставит спорить, здесь будет больше.

- Чем для Вас является короткий метр? Это способ набить руку для съёмок большого кино, или это способ самовыражения, который Вам подходит. И есть ли в Европе культурологический или коммерческий спрос на короткометражное кино?

  • Я слышал, что в России короткометражное кино не имеет такого распространения, как в Европе. У вас предполагается, что если вы идёте в кино, то это только полнометражный фильм. В Европе короткометражное кино самостоятельный жанр, существующий на равных с большим кино. У него есть свои собственные фестивали, свои сети распространения. Короткий метр продаётся, конечно, в программах - никто не ходит на один фильм, но это существует, это работает, это смотрят.

- Насколько сложно или легко в Европе создателю короткометражки привлечь деньги на создание своего художественного произведения? Насколько труден путь от идеи до реализации?

  • Это всегда какой-то конфликт, какое-то столкновение - приходится убеждать, доказывать, требовать, что-то придумывать. У меня есть два примера из личного опыта. Короткометражный фильм «Это я - Хельмут», победивший в прошлом году, был снят на тысячу евро, которые мне дала киношкола, где я сейчас учусь. Я начал думать, каким образом потратить эти деньги, кого пригласить. Так возникла идея снимать фильм у себя на родине - это небольшой городок во Франции. Были привлечены местные жители, которые меня знают и поддерживают - друзья, родственники… Таким образом, удалось деньги сэкономить и потратить их на более насущные вещи - построить хорошие и важные декорации для фильма. Другой пример - мой новый полнометражный, документальный фильм, который я сейчас сделал, рождался сложнее. Это была работа больше. Приходилось обращаться в разные фонды и организации. Фильм посвящён фермерам Швейцарии, которые разводят коров, поэтому я, соответственно, обращался в разные инстанции и институты, в организации, которые занимаются животными, чтобы по кусочкам собрать какой-то большой бюджет. В Европе этот процесс ничуть не легче, чем где бы то ни было.

- В связи со всеми этими трудностями, Николас, вы сохраняете верность короткому метру, или есть мысли об уходе в более коммерческое кино?

  • Сейчас у меня готовы два короткометражных фильма, в этом году закончил полнометражный документальный фильм, но сейчас ещё учусь в киношколе, которую закончу через два года. За это время будут сделаны короткометражный мультфильм и ещё одна полнометражная документация. Параллельно с этим - одновременно с подготовкой к диплому - мы вместе с моим продюсером-документалистом два месяца назад получили грант на съёмки полнометражного фильма. Сейчас пишется сценарий, и я им вплотную займусь где-то года через три, после окончания обучения.

- Кто грантодатель?

  • Мой первый полнометражный документальный фильм получил очень хорошую критику на Берлинском фестивале. Там есть организация - культурный фонд, который выделяет деньги на съёмки первого сценария, первого полнометражного фильма - для дебютантов. Мы получили деньги от этого фонда.

- Если позовут в Голливуд, поедете?

  • Я год проучился в Сан-Франциско, и когда была возможность выбрать, куда поехать - в Лос-Анджелес или в Сан-Франциско, я специально выбрал Сан-Франциско. Потому что это другая ментальность, которой я хотел придерживаться. С другой стороны, разумеется, не хочется говорить «нет» ничему, любым вариантам. Конечно, если будет предложение сделать какой-нибудь блокбастер, продолжение какого-нибудь «2012», то ничего такого я делать не буду - мне это неинтересно. Но если предложения возникнут, я их обдумаю. Ведь в Голливуде производится не только всякая коммерческая ерунда, там много интересных, неожиданных, маленьких проектов, которые могут быть очень-очень интересными. Я открыт всем вариантам и всем предложениям.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА