Новости

Что скрывается в «Чёрном квадрате»?

Что скрывается в «Чёрном квадрате»?

Издёвка, хулиганская выходка, профанация - так может судить о произведении Казимира Малевича человек, незнакомый с историей развития радикального новаторского течения в отечественном искусстве начала ХХ века, получившего название - русский авангард. «Чёрный супрематический квадрат» - именно таково полное наименование картины - стал концептуальным манифестом-знаком целой плеяды выдающихся художников Серебряного века, влияние которых ощущается до сих пор в архитектуре, дизайне.

Смысл появления «Чёрного квадрата» невозможно объяснить без ссылок на исторический момент, в котором зарождалось новое искусство. Политический и культурный перелом, который наметился в России с началом Первой мировой войны в 1914 году, стал фоновой декорацией и условием для расцвета основных направлений русского авангарда - абстракционизма, супрематизма, конструктивизма и кубофутуризма. Все эти течения объединяет решительный разрыв не только с академическими традициями и эстетикой XIX века, но и с новым стилем модерн, господствовавшим в то время повсеместно и во всех видах искусства - от архитектуры и живописи до театра и дизайна. Истоки разрыва кроются в процессах, протекавших в западноевропейском искусстве с 1905-го по 1910 годы, где произошла радикальная смена эстетических установок - импрессионисты Сезанн и Гоген получили посмертное признание, из тени вышли Майоль и Матисс. И хотя поворот к новой эстетике в России происходил с запозданием, но зато и с нарастающей интенсивностью. Если в Европе нарождающееся искусство делало первые нетвёрдые шаги к признанию в сопровождении громких скандалов, то в России авангард был освящён своим парижским происхождением. Переориентировавшись эстетически с Германии на Францию, Москва взяла инициативу в европейской художественной жизни.

Работа Малевича над «Чёрным квадратом» продолжалась летом и осенью 1915 года. По утверждению художника, он писал её несколько месяцев. Картина была выставлена на футуристической выставке «0.10», открывшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года. Помимо 39 картин, выставленных Малевичем на самом видном месте, в так называемом красном углу, где обычно вешают иконы, висел «Чёрный квадрат». Впоследствии художник выполнил, по некоторым данным, семь копий «Квадрата». Достоверно известно, что в период с 1915 года по начало 1930-х годов Малевич создал четыре варианта «Чёрного квадрата», которые различаются рисунком, фактурой и цветом. Позже был создан триптих, включавший в себя «Чёрный крест» и «Чёрный круг». Малевичем был также написан в двух экземплярах «Красный квадрат» и один «Белый квадрат» («Супрематическая композиция» - «Белое на белом»).

Кстати, впервые знаменитый квадрат Малевича возник в декорациях к опере «Победа над Солнцем» как пластическое выражение победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы - чёрный квадрат вместо солнечного круга. Это была знаменитая декорация к пятой сцене первого действия, представляющая собой квадрат в квадрате, поделённый на две области - чёрную и белую. Затем из декораций этот квадрат перекочевал в станковое произведение.

- Это искусство визуальное, а не изобразительное, - говорит Елена Худоногова, профессор кафедры истории мировой художественной культуры Красноярского государственного художественного института, кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры РФ, член Союза художников России. - Поэтому сюжета в этом произведении как такового нет, в нём есть концепция конца и начала. Малевич это мыслил именно так - конец истории, начало истории. Кроме того, в этой работе исследуется взаимоотношение чёрного и белого, пластически-пространственные задачи, которые увлекали архитекторов и художников того времени. Для ХХ века супрематизм послужил знаком конца классической картины мира и начала новой картины мира, которую он обозначил как отсутствие объективно-материальных точек. Малевич был теософом, увлекался эзотерикой и, наверное, поэтому он так это выстроил. Нельзя забывать и о его теоретическом наследии - это пять томов трактатов, посвящённых искусству, в которых на сегодняшний день способны ориентироваться немногие.

В своей записной книжке Малевич в 1924 году писал: «...разного рода вожди, стараясь подчинить искусство своим целям, учат, что искусство можно разделить на классовые различия, что существует искусство буржуазное, религиозное, крестьянское, пролетарское... В действительности происходит борьба двух классов, и у той и у другой стороны есть то искусство, которое отражает и помогает тому и другому... Ну, а новое беспредметное искусство ни тем, ни другим не служит, оно им и не потребно». Далее в той же записной книжке: «Искусство не знает ни света, ни темноты, и то и другое равно прекрасно... Нет ни белого, ни черного, ни левого, ни правого, нет ни переда, ни зада, ни фасада, оно, искусство, всюду равно». Несколько десятилетий спустя эти положения легли в основу теории и практики самых влиятельных течений мирового искусства.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА