Новости

Кукольные страсти

Кукольные страсти

Великая мистификация превращает нас в детей

Эудженио Монти Колла - это папа Карло и Карабас-Барабас в одном лице. Потомственный кукольник не только делает марионеток для своего театра, но и является его актёром, постановщиком и художественным руководителем.

- Первый документ, в котором говорится о том, что наша семья начала заниматься театральной деятельностью, относится к 1699 году, - рассказывает Эудженио. - Семья Колла была богатой буржуазной семьёй. В то время в аристократических домах было принято иметь салон, где давались кукольные представления. Спектакль сопровождался оркестром и пением певцов. Из-за политических обстоятельств семье пришлось бежать из Милана, но она не оставила своих марионеток - куклы были зашиты в матрасы и вывезены из города.

С этого момента, можно сказать, и началась история театра марионеток «Карло Колла и сыновья». Итальянское семейство стала давать представления, чтобы заработать на жизнь. С 1835 года в отчётную книгу семьи Колла ежедневно заносились данные о спектаклях, сборах с представлений и расходах, а также передвижениях артистов. Этот документ стал свидетельством о начале профессиональной деятельности уникальной семьи кукольников. Артистам сопутствовал успех, и труппа начала выступать в больших городах. В первой половине XX века постоянной площадкой для выступлений Театра Карло Коллы становится старинный миланский театр марионеток «Джероламо», в который после перерыва, связанного с перестройкой, «Карло Колла и сыновья» вернулись в 1965 году.

Сегодня один их старейших театров Европы возглавляют двоюродные братья Карло Третий Колла и Эудженио Монти Колла - последние марионеточники, ещё работавшие на сцене «Джероламо» и придерживающиеся художественной эстетики кукольного театра своих предков . В настоящее время коллектив тесно сотрудничает с Piccolo Teatro - Teatro d’Europa в Милане - и активно гастролирует по всему миру. В сентябре они совершили турне по России, в географию поездки вошёл и Красноярск. На сцене драматического театра имени А. С. Пушкина артисты представили оперу Джузеппе Верди «Трубадур», в которой задействованы 150 кукол.

Взяв за основу оперу Джузеппе Верди, кукольники перенесли её на маленькую сцену и представили классический сюжет в традициях кукольного народного театра. Фигуры в треть человеческого роста оживают на глазах восхищенной публики, и вот зритель уже переживает по поводу трагической истории любви Манрико и Леоноры. На сцене вроде бы куклы, но страсти кипят настоящие. И люди верят этой истории, плачут и смеются. Всё это происходит под пение великой Марии Каллас, именно она поёт в спектакле за главную героиню.

- Меня спрашивают, как удаётся показать смерть Леоноры так пронзительно, так щемяще, - говорит Эудженио. - Отвечаю: очень просто. Я просто отпускаю нити.

Эудженио Монти Колла уверен, что куклы не должны быть похожи на людей, нельзя, чтобы они копировали человеческие движения. Марионетка - это некий символ, через который передаются чувства, ощущения, а всё, что происходит на сцене, это некая метафора, игра фантазий. Управлять марионеткой - как играть на музыкальном инструменте. Кстати, «инструментов» в миланском театре марионеток две тысячи, а полный штат театра всего 15 человек, включая директора. Кукольники сами изготавливают свои магатеи, так старые миланские мастера назвали марионеток. Их тела сделаны из дерева, липы, а руки - из ткани, которую набивают опилками или ватой. Куклы делаются по определённому шаблону, потом при помощи грима, костюмов, париков они превращаются в персонажей разных спектаклей. Глаза делают из особого стекла, и при освещении они блестят. За этот блеск в глазах кукол театра «Карло Колла и сыновья» прозвали «гипнотизирующие марионетки».

- Я выступаю в качестве психолога. Прежде чем приступить к постановке спектакля, провожу настоящий кастинг среди своих деревянных актёров, смотрю, какие больше подходят для лирических, какие для героических или комических героев, - рассказывает Эудженио. - Уверен, куклы хотя не люди, но они живые, со своим характером, они не всегда соглашаются даже с тем, что мы на них надеваем. Например, надеваю парик, который, по-моему, очень подойдёт герою, и вижу, что выглядит он ужасно. Приходится подбирать другой. Но самое главное - мне нужно понять, кто из марионеток не станет выпячивать себя, не пожелает стать сам актёром и не будет мне перечить, когда я стану работать с ней. Мне нужен не актёр, а только средство, которое передаёт те или иные ощущения или движения.

В репертуаре труппы есть балеты, драмы, сказки, но особенно трепетно здесь относятся к самому любимому жанру итальянцев - опере. Театр «Колла и сыновья» даже называют кукольным Ла Скала. Мастера по совместительству являются и актёрами, во время спектакля они за сценой: часть актёров кукловодят, другие озвучивают. На гастролях и в музыкальных спектаклях используется фонограмма.

- Я считаю своей миссией очаровывать людей, сделать всё так, чтобы происходящее на сцене захватило зрителей, - лукаво улыбается Эудженио. - Если они, глядя на куклу, почувствуют себя детьми, значит, я добился своего.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА