Новости

Десять лет вдохновения

Десять лет вдохновения

Друзья, прекрасен наш союз

Завершился X Международный фестиваль камерно-оркестровой музыки «Сибирь - Европа», который шёл в нашем городе на протяжении двух недель. Этот музыкальный форум стал неотъемлемой частью культурной жизни столицы края. Фестиваль проводится под патронатом главы города Петра Пимашкова, а его учредителем выступает главное управление культуры администрации Красноярска.

С 12 сентября по 1 октября красноярцы стали участниками этого триумфального шествия музыки. Шесть фестивальных концертов состоялись в переполненных залах. За десять лет его истории стали уже привычными овации публики, стоя приветствующей артистов Красноярского камерного оркестра и их гостей - дирижёров и солистов Европы. Как и в прошлые годы, аудитория не скупилась на восклицания «браво» и букеты цветов. Артисты с охотой дополняли насыщенные программы концертов изысканными «бисами». Всё это вместе с прекрасной музыкой и высоким уровнем исполнения создавало непередаваемую словами атмосферу музыкального празднества. Даже на редкость солнечная и тёплая погода, сопровождавшая почти все фестивальные дни, способствовала тому, что юбилейный фестиваль надолго останется в памяти тех, кому посчастливилось стать его участником, - и артистам, и слушателям.

Невольно приходит вопрос: в чём же секрет того, что при такой плотности концертной афиши многие не смогли попасть на фестивальные концерты - в кассах не было билетов. Аншлаги на концертах муниципального камерного оркестра можно было наблюдать и раньше, но шесть раз подряд! Вероятно, публику привлекли в первую очередь имена солистов и дирижёров, музыкальные династии и выступления артистов в разных амплуа.

Приезд одного из патриархов дирижёрского искусства 87-летнего Пьеро Беллуджи с двумя интереснейшими концертными программами стал первой сенсацией фестиваля. Под его дирижёрской палочкой впервые в Красноярске прозвучали изумительные симфонические полотна - Симфония Л. Керубини и Фантазия Ф. Шуберта «Скиталец» в версии для фортепиано с оркестром. Гениальному автору этой транскрипции Ф. Листу удалось, почти полностью сохранив фортепианную ткань Шуберта, «вычитать» из него богатейшую оркестровую партитуру, вдохновенно, с философской глубиной и исполнительской свободой переданную Филиппо Фаесом, Пьеро Беллуджи и фестивальным оркестром.

В разнообразной палитре программы особо хочется выделить концерт «Di Аnacro» для блок-флейт, струнных и ударных. Давид Беллуджи, для которого Р. Лючиани написал этот концерт, блестяще осуществил премьеру сочинения в Красноярске.

С большим успехом прошёл красноярский дебют внучки маэстро - Сони Беллуджи. Удивительно чисто и красиво она исполнила в ансамбле с красноярской скрипачкой Риммой Бенюмовой арию из оперы Моцарта. Её кристальный голос, поистине ангельский, как нельзя лучше подошёл для знаменитого творения Дж. Б. Перголези «Stabat Мater». Партию меццо-сопрано в этой кантате исполнила звезда итальянской оперной сцены Габриэлла Сборджи. Камерный состав оркестра в сопровождении органа (Андрей Бардин), направляемый чуткой рукой Пьеро Беллуджи, помог замечательному дуэту воссоздать бессмертный шедевр Перголези так, как он был задуман автором, - без участия хора.

Габриэлла Сборджи - вторая сенсация фестиваля - продемонстрировала поистине универсальные возможности своего голоса и незаурядное артистическое дарование в вокальном цикле «Folksongs» (Песни народов мира) современного композитора Л. Берио. Певица пленила публику волшебным пиано и великолепным bel canto в арии Нэрис из оперы «Медея» Керубини . Естественно и по вокальному певуче с ней в дуэте исполнил соло концертмейстер группы виолончелей И. Николаев.

Как и замечательная музыкальная династия Беллуджи, семья художественного руководителя фестиваля Михаила Бенюмова была представлена на 10-м фестивале тремя участниками. В качестве солиста-скрипача Михаил Бенюмов принял участие в исполнении Тройного концерта Вивальди вместе со своей дочерью Риммой и известным польским скрипачом Томашем Томашевским. Барочный концерт Вивальди под управлением известного немецкого дирижёра Лео Кремера прозвучал в стройном ансамбле, празднично и виртуозно. В этом же концерте супруга Бенюмова Лариса Маркосьян - бессменный директор фестиваля, генератор идей, автор ретроспективного фотоальбома, посвященного 10-летию фестиваля «Сибирь - Европа», - выступила с Еленой Ногаевой в Концерте Моцарта фа мажор для двух фортепиано. Нечасто можно встретить такое дыхание в ансамбле, такое единство трактовки и высокое отношение к исполняемой музыке: качества, которые завоевывают публику с «первого звука».

В другом амплуа - в качестве дирижёра - выступил Михаил Бенюмов в концерте 22 сентября. Музыка Италии - от барокко до концерта Нино Роты - была представлена в первых двух отделениях концерта. В третьем отделении прозвучал Скрипичный концерт Бетховена. Поразило великолепное - то героическое и масштабное, то трогательно-интимное - звучание скрипки Томаша Томашевского и ансамблевое искусство оркестра, который чутко следовал за солистом, но в оркестровых тутти уверенно брал инициативу на себя, достигая полноты и красочности звучания симфонического оркестра.

В различных ипостасях предстал и Филиппо Фаес: не только как солист-виртуоз в «Скитальце» Шуберта - Листа, но и как дирижёр и ансамблист. В произведениях Турины и Дворжака он руководил оркестром, сидя за роялем. Такой «бездирижёрный» способ исполнения, при котором оркестр превращается в большой камерный ансамбль, имеет глубокие исторические корни. Во втором отделении Ф. Фаес представил интересную трактовку пятичастной Серенады Дворжака уже как дирижёр.

Его постоянный партнёр по ансамблю альтистка Анна Серова представила две красноярских премьеры: «Романс» М. Бруха и «Думку» А. Дворжака в переложении для альта и фортепиано с оркестром. Её артистическая индивидуальность проявилась как в сольном репертуаре, так и в камерной музыке. Тёплый, полётный и красочный звук альта, артистическая свобода - качества, благодаря которым выступления Серовой завоевывают аудиторию.

Быть может, эта разноплановость, возможность познакомиться с артистом в разных амплуа одна из уникальных особенностей фестиваля «Сибирь - Европа». На заключительном концерте Лео Кремер также выступил как солист-органист и как дирижёр. Два концерта Генделя и Гайдна он исполнил сидя за органом. Интересно была решена проблема управлением оркестром, когда дирижёр находится не только спиной к публике, но и спиной… к оркестру! Для этого гость фестиваля предложил невиданный ранее (во всяком случае в Красноярске) способ рассадки оркестра: группы первых скрипок и виолончелей слева и справа от органиста, в глубине сцены, а вторые скрипки и альты, напротив, на авансцене (в норме - наоборот). И этот эксперимент удался: оркестр превратился ещё в один - живой и стройный - регистр органа, чему способствовала и особая манера исполнения, предложенная нашим гостем. Второе отделение вновь вернуло Лео за дирижёрский пульт, а оркестр - в привычное положение. Темпераментно и динамично прозвучал Кончерто гроссо № 1 А. Корелли. Ярко и убедительно исполнили сольные партии в этом концерте концертмейстеры оркестра М. Гаджиева, Л. Жуковский, И.Николаев. Программа фестиваля завершилась Дивертисментом Моцарта ре мажор - визитной карточкой муниципального камерного оркестра.

Три недели кропотливой работы выдающихся европейских музыкантов с красноярскими коллегами принесли свои плоды. Каждая репетиция превращалась в своеобразный мастер-класс. Музыканты из разных стран делились секретами своего мастерства, взглядами на проблему стиля, интерпретации современной музыки и произведений далёких эпох. Для такого обмена и был создан фестиваль «Сибирь - Европа». Участники десятилетней истории фестиваля оставили на сибирской земле частицу своего таланта, частицу себя, а это единственный надёжный путь повышения уровня, класса музицирования в нашем городе.

Афиша юбилея, посвящённого Году Италии в России, включала не только концертные программы. В числе фестивальных событий были и показ в Доме кино документального фильма С. Чаплинского и Э. Пазыч «Итальянские дневники» о гастролях камерного оркестра в Италию, и презентации фотоальбома «10 лет вдохновения…», и компакт-диска оркестра «Кремона-Красноярск». Как и на прежних фестивалях, но с большим размахом и на сей раз при поддержке Фонда Михаила Прохорова прошли мастер-классы для учащихся школ, студентов колледжей и академии музыки Филиппо Фаеса, Габриэллы Сборджи, Давида Беллуджи и Анны Серовой.

Безусловно, такой праздник возможен только при заинтересованном союзе властей, творческих сил, средств массовой информации, партнёров фестиваля и, конечно же, чуткой и взыскательной красноярской публики.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА