Новости

Не в первый раз, хоть первый класс

Не в первый раз, хоть первый класс

Зажёгся зелёный свет для инвалидов-автомобилистов

Вот и начались учебные будни у курсантов первого набора нового автокласса для инвалидов. Шесть инвалидов-опорников, среди которых двое передвигаются в инвалидных колясках, приступили к занятиям в автошколе при лицее № 9, что на ул. Академика Курчатова. Открытию автокласса предшествовала немалая работа.

Я побывал в автошколе в июне, за два с половиной месяца до начала занятий первой группы инвалидов. Всего вместе с директором автошколы Эдуардом Ахмеровым мы тогда насчитали семь пандусов, которые предстояло положить в нескольких помещениях. И время не было потеряно впустую. Работа по созданию на территории автошколы среды беспрепятственного доступа для людей с ограниченными физическими возможностями была проделана немалая. И вот директор автошколы информирует о том, что большая часть препятствий устранена.

- На входе пандус построен - это само собой разумеется. Правда, временный. Позже капитальный построим. В коридоре, между двумя учебными аудиториями, есть перепад уровня пола - там положили настил. Особо продумали и выполнили беспрепятственный доступ к санузлу. Большая туалетная комната была разгорожена на два помещения. И теперь инвалид по настилу может подняться к «удобствам» без сопровождения.

Но главное в любой автошколе - машина! От социальной защиты края для учебной езды инвалидов был получен новенький автомобиль «Лада-Приора». Его перевели на ручное управление. Теперь этой машиной может управлять даже инвалид без обеих ног.

И такой инвалид в группе есть. Валерий Осипчук, участник афганской войны. Служил наш земляк в личной группе легендарного командарма «40-й» Бориса Громова. С войны боец вернулся невредимым. Беда случилась гораздо позже, на гражданке. Валерий, после нелепой трагедии, лишился обеих ног. Молодой мужчина несколько лет мечтал об автомобиле на ручном управлении. Наконец мечта сбылась, и сейчас он учится водить автомобиль с ручным управлением в первой группе курсантов-инвалидов.

Спрашиваю Валерия о том, как прошла первая езда, каковы впечатления от автокласса?

Валерий Осипчук в ответ иронизирует: мол, класс-то, конечно, первый, но водит он машину не в первый раз:

- У меня же первый класс! И категории в правах все, кроме «А», то есть мотоцикла.

- Тогда зачем же учиться, если вы водитель со стажем? - интересуюсь я.

- Водить машину на ручном - другой подход нужен, отличный от управления обычным авто! Я вон машину уже давно купил. Ждёт меня моя «Тойота-Калдина» с коробкой-автоматом, когда я освою особенности вождения авто на ручном управлении. Получу права на ручное, тогда и стану возить жену и ребёнка на дачу и по делам.

Осознавая сполна все трудности, что его ждут на наших сумасшедших дорогах, инвалид-водитель готов платить за учёбу приличную сумму, но осваивать тонкости вождения, не спеша, под руководством опытных инструкторов.

- Инструкторы тут толковые, терпеливые. Спокойно подскажут, как и что лучше и правильнее. Мой прежний водительский опыт, конечно сказывается. Думаю, что со мной инструкторам полегче, чем с новичками, - считает Валерий Осипчук.

У автокласса инвалидов, несомненно, впереди большое будущее. Есть над чем работать и администрации автошколы. Очевидно, что одной машины мало. Вот сломается в ней что-то, и учебно-ездовой процесс затормозит. Да и не все категории опорников могут учиться на одном варианте управления автомобиля для инвалидов.

Есть ещё одна сложность. Дело в том, что учебный компьютерный автосимулятор школы выполнен единым моноблоком стол-кресло. Это означает, во-первых, что невозможно отодвинуть кресло и подъехать к нему на коляске. А во-вторых, получается, что и незачем к нему подъезжать колясочнику. Симулятор не оснащён элементами ручного управления. Их в России, похоже, просто не производят. Так что, борьба за инвалида-водителя продолжается!

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА