Новости

Владимир Петроковский: «Наша с Караджичем мечта - 12 красноярцев в составе «Енисея»

Владимир Петроковский: «Наша с Караджичем мечта - 12 красноярцев в составе «Енисея»

Баскетбольный «Енисей» - одна из немногих красноярских команд, выступающая в элитном дивизионе. Поэтому не мудрено, что директор клуба Владимир Петроковский более часа отвечал на вопросы активных пользователей сайта «ГородскиеНовости.РФ».

Рэпачок:

- У кого из баскетболистов были самые большие проблемы с дисциплиной?

  • В нашей команде, тьфу-тьфу-тьфу, никогда не играли баскетболисты, у которых имелись подобные трудности. Случались, конечно, мелкие эпизоды, когда кто-то просыпал и чуть-чуть опоздывал на тренировку. Но все мы люди и хотя бы раз в жизни можем не прийти на занятие вовремя. Мы стараемся подбирать людей, которые готовы работать и которые понимают свои функции в команде.

Джованни:

- О расставании с кем из игроков больше всего жалели?

  • Для меня всегда очень тяжёл процесс расставания. Во время сезона стараюсь много общаться с игроками, за каждого из них я переживаю. Все, кто находился в «Енисее», были частью нашей большой семьи. Например, в мою бытность тренером в команде играл Фредерик Уоррик, с которым мы стали близкими друзьями. Несмотря на разные менталитеты, мы нашли точки соприкосновения и до сих пор поддерживаем связь. Помимо Фредерика со многими баскетболистами меня связывают дружеские отношения. С Камбалой нормально общаемся, Совковым, Беляевым… Практически со всеми игроками при встрече честно смотрим друг другу в глаза. Каждый из них, будучи в Красноярске, делал всё, что от него зависело. Поэтому все они мне дороги.

Кристина:

- Хочется ли Вам иногда отказаться от игрока прямо во время матча?

  • Спорт - это эмоции. Они во время игры зашкаливают, в сердцах можно сказать что-то нелицеприятное, но это оценка человека не как баскетболиста или личности, а ситуации на площадке. По горячим следам мы никогда не принимаем решений. После каждой игры встречаемся с тренерами, общаемся, анализируем поединок. Но это происходит на следующий день. В первые часы по окончании игры трудно адекватно рассматривать ситуацию. Для серьёзных решений требуется холодная голова. В моём случае таких ситуаций не возникало, потому что все вердикты по тому или иному игроку принимаются, как минимум, через сутки после игры.

Маруся:

- Как удаётся лавировать и объединять людей с разными менталитетами? Отличается ли отношение к работе у наших и иностранных игроков?

  • Менталитеты всё-таки отличаются. И даже не в работе, а в жизни. Русский человек больше нуждается в общении, он может обговаривать моменты, которые не вошли в контракт, может в силу широкой души некоторые вопросы заново начать по ходу решать. С иностранцами в этом плане просто: всё, что написано на бумаге, обсуждению не подлежит. Мне очень приятно общаться и с теми, и с другими. Что касается иностранцев, то хочется понять их образ жизни, чтобы, придя в «Енисей», они осознавали «командную химию», то есть менталитет клуба, его цели и стремления. Конечно, они уже привыкли к стандартам, которые существуют в Европе, но пока, к сожалению, по объективным причинам отсутствуют у нас. Хотя мы и стремимся к ним. Допустим, на сегодняшний день у команды нет своего зала. Это глобальная проблема нашей территории. Игроку трудно привыкнуть к тому, что если он захочет дополнительно поработать, то нужно с кем-то согласовать эти моменты. И, ко всему прочему, ему могут сказать: «Извини, сейчас в зале занимаются другие». Понятно, что обо всех нюансах им необходимо рассказывать, объяснять. Но разница в менталитете и подходе к делу есть. Тяжелее приходится иностранцам, потому что им нужно подстраиваться под нас.

- Вопрос с залом продвигается?

  • Да, причём семимильными шагами. В проекте бюджета на 2012 год заложены первые деньги на возведение нашего тренировочного зала. Скоро будет готов проект, прошедший государственную экспертизу. И, соответственно, в 2012 году начнётся строительство.

Минотавр:

- Случались ли в команде проблемы из-за особенностей вероисповедания баскетболистов?

  • Нет, не было. Игроки уже привыкли, что рядом с ними выступают люди с другим вероисповеданием, и относятся терпимо. К каждому человеку нужен подход. Допустим, к нам перешёл Афик Ниссим, у которого существуют некоторые особенности в рационе. Уильямс не ел свинину. Бакстер порой тоже переходил на рыбу. Не возникает никаких сложностей с тем, чтобы человеку в пищу не попали продукты, которые он не употребляет. Например, православным спортсменам невозможно выдерживать посты, потому что идут сумасшедшие нагрузки и им нужно восполнять белки, жиры и углеводы. Здесь не приходится соблюдать это ритуальное воздержание: даже монахам разрешалось в пост есть мясо, если они в это время строили храм или выполняли какую-то другую тяжёлую физическую работу. Но в любом случае для меня лично лучше не грешить и не соблюдать пост, чем грешить и соблюдать.

- Подобные нюансы прописываются в контракте?

  • Нет, это просто нормальное человеческое общение. Я вообще не слыву великим специалистом в составлении всех пунктов контракта. Для меня важнее другое: я ценю в людях порядочность. Когда два человека садятся и договариваются, после чего пожимают руки, это намного лучше, нежели подпись в контракте. У Афика была просьба подойти к его питанию несколько по-иному. Я не вижу в этом заоблачных требований. Нетрудно поменять мясо на рыбу, а мясной салат на овощной. Это вообще не тот вопрос, который требует обсуждения. Если игроку это необходимо для того, чтобы он больше думал о баскетболе и имел душевное спокойствие, значит, мы ему закажем рыбу и овощной салат.

Джованни:

- Была ли возможность оставить Маркуса Уильямса?

  • Мы такое желание изъявляли. К сожалению, злую шутку с нами сыграл локаут в НБА. Имелось не так много баскетболистов, отвечающих нашим запросам, потому большинство приняли решение дожидаться окончания этого временного перерыва и попробовать себя в Америке. Те игроки, которых мы хотели бы видеть у нас, предпочли уйти в команды, играющие в Евролиге, возможно, на где-то худшие финансовые условия. Так поступил и Уильямс, перейдя в «Уникс». Проблема с ним в какой-то момент имелась, он очень хорош в нападении, часто входил во всяческие символические сборные. Но Уильямс решил пойти по другому пути.

Рано делать выводы по селекции, так как сезон только начинается. Мы добились победы в квалификационном раунде Кубка ВТБ и вышли в основной раунд соревнований. Скоро продолжим борьбу за Еврочеллендж. Думаю, вопросы об удачности наших приобретений можно будет обсуждать весной, когда чемпионат подойдёт к концу и станет ясно, добьёмся мы своих целей или нет. Это не значит, что поиск прекращён. Мы анализируем ситуацию на рынке, посмотрим, что будет после окончания локаута, какие игроки появятся. Если потребуется усиление, станем изыскивать резервы. План один - стараться выиграть каждую игру.

- А что касается другого разыгрывающего - Павла Сергеева?

  • Был очерчен круг игроков, с которыми велись переговоры в первую очередь. Потом во вторую и третью. Паше Сергееву поступило предложение из родного города, где живёт его семья. Баскетбол - это лишь игра. Жизнь человека неминуемо проходит, важно находиться рядом с близкими людьми. Мы в шутку посчитали, что за 25 лет моего пребывания в команде лет десять, по самым скромным подсчётам, меня не было рядом с семьёй. Если есть возможность этого не допустить, надо ею воспользоваться. Поэтому мы не имели морального права удерживать Пашу, принуждать играть за четыре тысячи километров до дома. Его можно было оставить, однако необходимо было тогда в разы увеличивать контракт. Но мы не самый богатый клуб и не имели права позволить себе такие траты. В любом случае, нужно учитывать цену вопроса и путь развития клуба. Поверьте, целесообразность расходования каждой копейки нам приходится доказывать и обосновывать не в одном ведомстве. Задача, которую поставили перед нами губернатор, правительство и министерство спорта, заключается в том, чтобы добиваться поставленных целей с минимальными затратами.

Паша:

- Владимир Владимирович, каким образом у вас работает селекционная служба?

  • Тренерский штаб с помощью Интернета следит за всеми европейскими турнирами и, конечно, НБА. У Стевана Караджича есть много друзей, работающих непосредственно в США. И два независимых человека, которые могут дать оценку любому американцу. Плюс есть люди, готовые проконсультировать по каждому европейскому игроку. И, конечно, у тренеров имеется собственная обширная база. Любой из них может дать подробный расклад практически по каждому баскетболисту из Старого Света. К тому же на сборах появляется дополнительная информация. В принципе в течение двух-трёх дней мы получаем все необходимые сведения для принятия решения.

Марат:

- Если бы у вас имелась возможность взять одного российского игрока, кто бы это был?

  • Вопрос тупиковый. Я рад тем игрокам, которые согласились приехать в Красноярск. Хотя я понимаю, наверное, суть вопроса. И связана она с Андреем Кириленко, который до окончания локаута будет выступать за ЦСКА. Понятно, что ни один из российских клубов не отказался бы от игроков, которые совсем недавно стали бронзовыми призёрами чемпионата Европы в составе сборной России. Но я не знаю, что должно случиться, чтобы тот же Кириленко начал рассматривать вопрос о переходе в нашу команду.

Сирой:

- Как Вам команда в первых официальных матчах сезона?

  • Она оставила двоякое впечатление. Пока, на мой взгляд, все проблемы из-за того, что команда поздно собралась. Локаут, затягивание со стороны агентов переговоров привели к тому, что в полном составе мы оказались лишь в Шауляе на играх квалификации. По первым поединкам можно сказать, что команда ещё не притёрлась, роли не распределены до конца, каждый игрок где-то пытается перетянуть одеяло на себя. Я рад, что во время игр тренерской штаб справляется с этой трудностью. Из пяти поединков, которые провела команда, провальным, мне кажется, был лишь владивостокский. Главным образом по содержанию игры, даже не смотрим на результат. Здесь тоже есть объективные факторы. Всё-таки команда неделю жила по европейскому времени, тут же после четырёх матчей провела 22 часа в дороге. Было видно, что игроки из-за этого физически не готовы, для многих это был первый подобный опыт. Команде есть в чём добавлять. Прогресс будет только тогда, когда баскетболисты окончательно сыграются. Думаю, недели две-три для этого ещё необходимо.

Мацей Лампе:

- Судя по тому, как усиливаются другие клубы и первым играм, наступающий чемпионат ПБЛ по сравнению с предыдущим будет более сильным?

  • Та масса российских игроков, которая существует, перетекает из одной команды в другую, потом в третью и далее. Каждый из них преследует свои цели: кто-то хочет попасть в топ-клуб, кто-то желает проводить больше времени на площадке. Если судить по иностранцам, которых командам удалось привлечь в свои ряды, то нынешний чемпионат выглядит внушительнее. Но это только по именам. Проблема в том, что можно знать, как игрок провёл прошлый сезон, позапрошлый, но никто не даст гарантий, как он впишется в тренерскую концепцию, сыграется с партнёрами. Возьмём хотя бы «Химки», которые провели сильную селекцию, подписали сумасшедших по именам исполнителей, но, к сожалению, проиграли в квалификации Евролиги и выбыли из турнира. Есть, конечно, объективные причины фиаско, в частности, игроки приехали после чемпионата Европы физически уставшими, два баскетболиста накануне квалификационных поединков получили травмы. Многое в нашей жизни можно оправдать, но спорт такая штука, что всё в итоге сводится к табло. А оно показало, что химчане провели грандиозную селекцию, но результата не добились. Поэтому по именам чемпионат выглядит очень солидно, но посмотрим, как командам удастся сыграться.

Val____:

- Владимир Владимирович, как человек, преданный своему делу, отдающий ему всего себя, расскажите, какова Ваша профессиональная мечта на данный момент?

  • Задачи, которые поставили губернатор, министр спорта и наблюдательный совет, подразумевают, что мужская команда - это лишь пятая или даже десятая часть клуба. «Енисей», выступающий в элитной российской лиге и европейских соревнованиях, проект, запущенный в плавание. Дай Бог, этому кораблю большого плавания. Там вся система выстроена, поэтому в большей степени за турнирные успехи отвечают тренеры. Моя голова, особенно последние недели две, на 90 процентов забита развитием детской школы, которую мы открыли первого января, инфраструктуры. Перед нами стоит задача, чтобы в каждом городе и деревне нашего края дети играли в баскетбол. В этом и заключается моя давняя мечта.

Плюс необходимо продолжать работать над модным в среде молодёжи направлением - стритболом. В прошлом году около тысячи человек оказались в нашем рейтинге, и следующим летом нам нужно будет уже проводить первенство Красноярского края по стритболу. С учётом масштабов нашей территории это просто колоссальная работа, требующая многих физических и временных затрат. Лично я сосредоточен на том, чтобы развить проекты, которые позволяют привлечь молодёжь. Сейчас активно муссируется вопрос о том, что женская команда перейдёт под юрисдикцию Красноярского края и, соответственно, войдёт в состав баскетбольного клуба «Енисей». Это добавит работы и ответственности, потому что рассматривается, что присоединение произойдёт первого января, в середине сезона, и нельзя допустить никаких сбоев относительно их участия в чемпионате.

Стеван Караджич:

- Как бы Вы описали Караджича тремя словами?

  • Умный, опытный… Третье же слово не знаю, как сформулировать. Главный тренер - человек, который всегда готов к диалогу, он стремится понять ситуацию в клубе, его менталитет, старается подстроиться под него. Караджич понимает все задачи, поэтому со своей колокольни даёт много рекомендаций. И самое главное, у его есть такая же мечта, как у меня: чтобы все двенадцать игроков «Енисея» родились в Красноярске.

Dimasik____:

- Владимир Владимирович, к тренерской деятельности тянет?

  • Этот вопрос для меня всегда тяжёлый. Тренерская работа очень интересная, она заставляет постоянно находиться на острие ножа, добавляет адреналина, но, правда, сильно изматывает. Да, тянет. Да, можно было бы строить команду под себя, тренировать, ведь в принципе знания и опыт есть. Но у клуба имеется сейчас столько амбициозных проектов, что главная команда всего лишь маленькая часть. Эта работа полностью поглотила меня, держит в тонусе и заставляет быть на сто процентов сконцентрированным, поэтому нет даже времени подумать о том, хочу я быть тренером или нет. Очень много вопросов, которые требуют непосредственного участия. Пока удастся построить систему, пройдёт немало времени. Вопросы, на которые замахнулся клуб, действительно глобальные. И хочется выстроить систему, чтобы всем было понятно, куда должен двигаться мальчик, родившийся в маленьком городке Красноярского края, чтобы играть в главной команде.

Но времена, когда я был тренером, до сих пор вспоминаю. Даже снятся игры, в каждом сезоне есть поединки, которые останутся со мной навсегда. Радостно, что на тренерском мостике удалось выиграть маленькие медали чемпионата, перейти в самую лучшую российскую лигу, доказать, что мы здесь состоятельны. Иногда, когда приезжаешь на тренировки в детские команды, хочется скинуть пиджак и передать этим пацанятам свой опыт, взгляд на баскетбол. В ближайшее время мы начнём тренерские семинары. Наши наставники, руководящие дублирующим составом, будут работать с командами из других городов края.

Енисей:

- Не многовато ли появилось команд с названием «Енисей»?

  • Для чего нужны команды? Во-первых, для рекламы своего вида спорта, чтобы завлечь в сети молодых пацанят и девчат. Во-вторых, для рекламы региона. Соответственно, идея переименования команд заключалась в том, чтобы название «Енисей» - имя реки, про которую знают во всех уголках Земли, - стало визитной карточкой. Чтобы при упоминании этого слова человек, который не разбирается в виде спорта, понимал, какую территорию представляет клуб. Первоначальными планами министра было создать единый бренд, единую форму по аналогии со сборной страны, где одежду украшают красные вензеля и орнаменты. И по ним все понимают, что человек из России. Одна из ключевых задач заключается в том, чтобы люди, живущие в Красноярском крае, через баскетбольный и другие клубы чувствовали себя счастливыми и гордыми за свою территорию. Всегда очень обидно слышать, когда говорят: «Да вы живёте где-то на краю земли».

Четыре года назад на предсезонных сборах мы играли со знаменитым хорватским клубом «Цибона». И выиграли. На следующий день мы сидели с человеком, который организовывал сборы. Он читал газету, где дословно было написано: «Вчера «Цибона» провела товарищескую игру с командой «Енисей» из Красноярского края. «Цибона» уступила с разницей в одно очко. А Красноярский край - это где?».

В этом сезоне, когда шли переговоры с американцами, третьим или четвёртым задавался вопрос о наличии инфраструктуры в городе, то есть ресторанов, супермаркетов, транспортной логистики. Это тревожно для территории - надо сделать её узнаваемой. В одной из телевизионных программ немка удивлялась тому, что у нас мало кто говорит на английском в отличие от Германии. Это проблема нашей территории, которая долгое время были закрытой. Но, привлекая иностранцев, мы дали толчок к тому, что в наших ресторанах стали появляться меню на английском языке, официанты вспоминали тот ликбез, который проходили в школе. У приезжих людей существует реальная проблема: им даже за жизнь поговорить не с кем. Дай Бог, чтобы клуб, привлекая иностранцев, столкнул эту менталитетную составляющую, и возникло как можно больше людей, свободно владеющих английским языком.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА