Новости

Как в Красноярске работает центр управления светофорами

Как в Красноярске работает центр управления светофорами

Красный - стой, зелёный - иди!

Что может быть приятнее для водителя, чем попасть в зелёную волну? Представьте: едете вы через весь город, а на каждом перекрёстке светофоры встречают вас приветливым зелёным светом. Это поднимает настроение и вселяет веру, что сегодня день везения. Кстати, такое благоприятное стечение дорожных обстоятельств для каждого автомобилиста в Красноярске одна из целей существования автоматической системы регулирования.

Общее количество светофоров в городе - 323 штуки. Из них 200 - в федеральной собственности, 100 светофоров находятся в собственности муниципальной и 23 светофорных объекта были построены по предложениям разных юридических и физических лиц. Но сейчас они проходят перерегистрацию, чтобы быть поставленными на муниципальный учёт.

- Физические лица и организации могут направлять свои пожелания по установке светофора и к нам, и в ГИБДД, - говорит Андрей Горобец, начальник отдела организации движения муниципального казённого учреждения «Красноярский городской центр капитального ремонта жилья и благоустройства». - После этого мы совместно с Госавтоинспекцией готовим техническое задание на проектирование светофорного объекта. Первоначально рассматривается вопрос целесообразности размещения предлагаемого светофора. Далее следует обращение в проектную организацию, в которой происходит расчёт. Довольно часто приходится отказывать в установке объекта. Например, когда авторы заявки хотят организовать пешеходный переход со светофором напротив центрального крыльца в свой офис, не учитывая, что в ста метрах уже имеется такой переход. Граждане забывают, что движение - это жизнь, и ленятся пройти несколько лишних метров. Любые предложения должны быть обоснованны. Помимо чьей-либо прихоти, будь это один человек или организация, существуют интересы миллионного города, где есть и пешеходы, и водители. И мы стараемся так выстраивать движение в городе, чтобы никому не приходилось стоять лишние полчаса в ожидании, когда можно будет ехать или идти.

Принципы строительства светофорного объекта оговорены в соответствующих ГОСТах на технические средства регулирования. Существует четыре критерия для устройства светофоров, которые в первую очередь связаны с интенсивностью движения транспорта и пешеходов. Также есть СНиП градостроительства, который рекомендует размещение наземных пешеходных переходов не ближе 200 метров друг от друга.

Строительство светофорных объектов само по себе не может избавить от путаницы на дорогах, особенно в городах со сложными схемами движений. Для решения проблемы внедряются автоматические системы регулирования, которые объединяют все светофоры. Непорядком будет, по словам Андрея Горобца, если вы, попадая на красный свет, через двести метров снова остановились - на другом светофоре. Чтобы такого не происходило, работу устройств приводят в единую схему: если на первом светофоре вы постояли, то все остальные перекрёстки должны проходить без задержек, на зелёный сигнал.

Для расчёта интервалов времени от красного сигнала до зелёного применяют определённые алгоритмы работы светофорных объектов. Например, необходимым промежутком времени для пересечения проезжей части пешеходами считается продолжительность перехода ими ширины дороги плюс две-три секунды. Расчёт времени проезда на зелёный свет для транспорта зависит во многом от интенсивности движения на конкретном участке дороги: анализируется, где потоки больше, где меньше, и сколько времени для их пропуска нужно. При вводе этих данных в единую систему автоматического регулирования учитываются и время суток, и утренние и вечерние часы пик.

Решения об изменении регулирования принимаются на основании наблюдений, расчёта интенсивности, просмотра пачкообразности (количество одновременно подъезжающих к перекрёстку автомобилей) движения. Такая работа, к примеру, сейчас ведётся на улице Шахтёров. Специалисты центра выезжают на эту загруженную городскую магистраль и ведут наблюдение за транспортным потоком. На основании полученных данных делаются расчёты и меняется время светофорного цикла. Грамотно настроенная автоматическая система дорожного регулирования не только облегчает жизнедеятельность города, но и является фактором безопасности. Среди прочего, по словам Андрея Николаевича, учитывается экологическая составляющая - группа машин с включенными двигателями не должна стоять слишком долго у жилых зданий в ожидании разрешающего сигнала светофора. Один цикл от красного до красного может продолжаться от 90 до 136 секунд. Таким образом, под окнами домов автомобили стоят не больше минуты. Конечно, это при нормальной дорожной ситуации, когда нет заторов.

Для управления такой сетью регуляторов дорожного движения в Красноярске создан и работает своего рода центр управления светофорами. Он расположен на базе ГОССМЭПа - в красноярском филиале федеральной организации при МВД. Оттуда осуществляется управление всей системой.

С виду простые устройства, светофоры - приборы не из дешёвых. Стоимость самого недорогого - пешеходного - для улиц небольшой ширины вместе с проектированием начинается от 470 тысяч рублей. Чем больше перекрёсток, тем больше интенсивность движения, тем, соответственно, выше стоимость, которая зависит от количества светофорных секций, длины проводов, количества стоек и пешеходных пар. Все эти затраты на организацию безопасного движения несёт муниципальный бюджет.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА