Новости

Налогами в экологию

Налогами в экологию

Как нам перейти на Евро-5

По оценкам экспертов, не менее трети загрязнения атмосферного воздуха на совести автомобильного транспорта. Понятно, что в крупных городах на оживлённых магистралях концентрация вредных веществ многократно превышает предельно допустимые нормы. Одним из способов решения проблемы считается переход на более высокие экологические стандарты, среди которых наиболее современным считается Евро-5.

Но вот беда. Несознательные российские автомобилисты продолжают разъезжать на транспортных средствах, выпущенных лет 10-15 назад. 75 процентов легкового транспорта России выпущено более четырёх лет назад, когда о Евро-5 никто не слыхивал. А не менее 30 процентов машин вообще 10-15-летней давности, в которой вообще никаких «евро» не было. И как побудить владельцев обновить своих железных коней? Продемонстрировав традиционный подход власти, Министерство промышленности и торговли предложило налоговый рычаг.

Первоначально предлагалось обложить машины, выпущенные до 1 января 2006 года, удвоенной ставкой транспортного налога, поднять ставку для автомобилей класса Евро-2 и Евро-3, оставить без изменения для Евро-4 и лишь для Евро-5 дать 30-процентную налоговую скидку. Однако потом чиновники Минпромторга изменили планы. Последняя корректировка транспортного налога выглядит не столь драконовской. Речи о повышении размера налога для экологически устаревших автомобилей уже не идёт. Предусмотрены лишь скидки для владельцев машин, соответствующих современным стандартам. По мысли разработчиков, это должно стимулировать граждан к обновлению автотранспортного парка.

Однако есть ряд «но». Во-первых, вряд ли энтузиазм Минпромторга вызовет такую же реакцию у Минфина. Экология экологией, но не за счёт же сокращения налоговой базы? А по транспортному налогу и так вечный недобор - трудно убедить такую массу автовладельцев заплатить и спать спокойно.

Во-вторых, а на чём, интересно, будут ездить суперсовременные машины класса Евро-5, когда большая часть топлива на российских АЗС и до Евро-2 недотягивает? А на суровые увещевания государства о необходимости срочного и повсеместного перехода на бензин стандарта Евро-3 нефтяники хором отвечают, что сделать это в сроки, определённые свыше, ну никак не возможно.

Заместитель председателя Красноярской ассоциации пассажирских перевозчиков Виктор Сидоров видит в правительственных инициативах и другую негативную тенденцию.

- Становится уже традиционным подход, когда проблему, касающуюся всего общества, пытаются решить за счёт наименее защищёных слоёв населения. В данном случае вся тяжесть налога перекладывается на тех, кто просто не имеет возможности купить новый (и, естественно, дорогой) автомобиль. Ведь люди ездят на этих машинах не потому, что злостно хотят загрязнять атмосферу, а просто потому, что цены на автомобили стандарта Евро-5 для них неподъёмны. Конечно, последний вариант не такой жёсткий, как первоначальный, но суть-то от этого не меняется. Те, кто имеет возможность купить дорогой автомобиль, получат налоговые льготы, а вся тяжесть фискального бремени останется на тех, кто такой возможности не имеет. Наконец, ещё одна несправедливость - решать экологические проблемы автомобильного транспорта предлагается людям, у которых вообще нет автомобиля. Речь идёт о пассажирах общественного транспорта. Понятно, что рост одной из составляющих себестоимости перевозок - транспортного налога в случае его увеличения - рано или поздно приведёт к росту транспортных тарифов. Это даже если не брать в расчёт возможную необходимость обновления парка автобусов или модернизации их до требований экологических стандартов.

Утешает одно. Российские умельцы славятся умением подковать блоху ещё со времен Левши. И подшаманить допотопное транспортное средство до высот европейской экологической стандартизации не вопрос. Тем более что ни в каких документах на автомобиль его экологический класс не указывается.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА