Новости

Как потрудился, так и получил

Как потрудился, так и получил

Влияет ли новая система оплаты труда на качество образования

Непростым переломным периодом стал в этом году сентябрь для большинства школ в связи с переходом на новую систему оплаты труда (НСОТ). Некоторые моменты отрабатываются и оттачиваются до сих пор. А те образовательные учреждения, которые перешли в качестве эксперимента на НСОТ гораздо раньше, теперь делятся накопленным опытом с остальными учебными заведениями.

В рамках Красноярского городского форума главным управлением образования администрации города была организована работа круглого стола «Оплата по результату! Новая система оплаты труда как способ повышения качества образования». Педагоги, директора школ, представители главного управления образования, департамента финансов администрации Красноярска обсуждали вопросы разработки критериев стимулирующих выплат учителям, то, насколько новая система оплаты труда позволила увеличить зарплату педагогов, как в целом отразилось на школах вступление в проект модернизации образования.

Руководители учебных заведений, где уже не первый год педагоги трудятся по новой системе оплаты труда, признают, что первое время в коллективах возникало немало проблем, допускались разного рода ошибки, была проведена титаническая работа, прежде чем всё встало на свои места. И сейчас, когда механизмы отлажены, в целом переход на НСОТ оценивается ими положительно.

- Школа, в которой я работаю, долгое время считалась аутсайдером среди других общеобразовательных учреждений, - рассказывает Елена Теплякова, директор школы № 55. - В отличие от элитарных учебных заведений мы были малокомплектными. На момент вступления в эксперимент в школе обучалось 215 детей. В этом году мы доросли до 350 учащихся. Впервые в этом году к нам пришло столько первоклашек, что на всех желающих обучаться в нашей школе не хватило мест. Повысить статус своего учреждения мы смогли, и это признаёт весь педагогический коллектив, за счёт перехода на новую систему оплаты труда. Мотивация педагогов в виде стимулирующих выплат дала свои плоды. Оплата по результату позволила значительно повысить качество образования.

Если раньше, по словам директора, школа не участвовала ни в различных конкурсах, ни в проектах, то в прошлом году краеведческие работы учащихся 55-й школы попали в сборник ста лучших по России. Конечно же, в этом есть немалая заслуга и педагогов, занимающихся с ребятишками. Кроме этого, по результатам государственной аттестации девятых классов школа обошла даже статусные образовательные учреждения города. И к этому послужному списку можно добавлять ещё целый ряд достижений.

- Конечно, не буду скрывать, что в первые месяцы перехода на новую систему оплаты труда психологический дискомфорт в коллективе наблюдался, - констатирует Елена Теплякова. - Однако сегодня ситуация складывается таким образом: если кто-то из учителей забыл указать какой-либо из своих результатов, коллеги ему обязательно об этом напомнят.

Стоит отметить, что столь радужная картина на первых порах складывалась не во всех образовательных учреждениях.

- Мы работаем по новой системе оплаты труда второй год, - говорит Людмила Юдина, директор лицея № 13, депутат Красноярского городского Совета. - Одно дело, когда коллектив небольшой, и другое - когда в коллективе более ста человек. Государственное учреждение успешное, результативность очень высокая - от уровня района до российского и международного. И вот здесь начинаются проблемы. Тех целей, которые ещё недавно позволяли учреждению двигаться вперёд, оказывается, недостаточно при выработке критериев оценки оплаты труда. Начинается борьба внутри коллектива. Поэтому главное здесь - открытость, все нормативные документы должны быть доступными для учителей, чтобы каждый из педагогов мог вникнуть, изучить документацию, внести свои предложения.

В школе № 94 Ленинского района прозрачности удалось добиться путём использования одного из принципов менеджмента - побуждать людей работать на организацию. Администрация школы просто предоставила коллективу возможность самому разработать документы, по которым педагоги желают работать, хотят, чтобы оценивали их труд. Учителя школы корпоративно создавали форму мониторинговой карты с критериями оценки педагогической деятельности, по которой теперь и получают заработную плату.

- Одна из особенностей карты то, что некоторые критерии со временем переходят в норму, - разъясняет Татьяна Жихарева, директор школы № 94. - Учителя это видят, понимают, вносят свои коррективы, повышая планку. Документ претерпел четыре редакции, сегодняшний вариант пока устраивает всех. Хочу заметить, что за всё время, что мы работаем по новой системе оплаты труда, от педагогов нашей школы не поступало ни одной жалобы по поводу того, что их труд оценивается необъективно. В среднем заработная плата у нас увеличилась на 24 процента и составляет 24 тысячи рублей. Есть и низкие зарплаты, они у тех людей, кто в принципе и не старается увеличить свой размер оплаты труда. А есть и достаточно высокие заработные платы - свыше 30 тысяч рублей, которые получают звёздочки, но таких единицы.

По закону начисления по новой системе оплаты труда должны быть не ниже тарифной сетки, поэтому в школах сейчас составляется два табеля - один по тарифной сетке, другой по НСОТ. Для примера, в школе № 55 зарплата молодого специалиста по тарифной сетке составляет 10 540 рублей, по НСОТ - 15 115 рублей. Естественно, зарплату педагоги получают по НСОТ, а тарифная сетка делается для сравнения, чтобы избежать ошибок.

- Кто-то доволен новой системой оплаты труда, а кто-то не очень, - констатирует Людмила Юдина. - Всё-таки львиная доля денег уходит на выплату гарантированной части, но уже хорошо то, что деньги пошли в школы, и рост заработной платы есть.

Представители главного управления образования администрации Красноярска отметили, что это и хорошо, что большая часть средств распределяется на гарантированную часть. Любой работающий человек, имеющий должное образование, должен получать достойную заработную плату. И очень важно сейчас при переходе на НСОТ не забывать о гуманистическом отношении к педагогу, понимать его проблемы, связанные с работой в новых условиях.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА