Новости

Мультик для «сумасшедших»

Мультик для «сумасшедших»

От Гофмана до Введенского

Казалось бы, какое отношение имеет музыка мультфильмов к высокому искусству. Оказывается, самое прямое: для них пишут даже академические музыканты, чьи произведения для симфонических и камерных оркестров звучат в консерваторских залах. Не исключение и наши современники: два именитых композитора Юрий Каспаров и Виктор Екимовский, которые приехали в наш город в качестве участников и почётных гостей «Фестиваля современной музыки».

Для тех, кто не знаком с творчеством этих музыкантов. Юрий Каспаров родился в Москве, в армянской семье. Музыкой стал заниматься с пяти лет. Окончил музыкальную школу. По настоянию родителей поступил в 1978 году и окончил Московский энергетический институт. Работал инженером в Центральном научно-исследовательском институте автоматики и гидравлики и параллельно учился в Московском областном музыкальном училище. В 1980 поступил в Московскую консерваторию на композиторский факультет. Аспирантуру Московской консерватории проходил под руководством выдающегося, но опального в советские годы композитора Эдисона Денисова. Он - основатель и художественный руководитель Московского ансамбля современной музыки - первого в России постоянно действующего коллектива, специализирующегося исключительно на современной музыке. В 1993 году на Французском радио он создаёт своё первое интерактивное электроакустическое сочинение - «Чакону» для фагота, виолончели и лив-электроники. Сегодня произведения Каспарова часто исполняются на многих фестивалях современной музыки в разных странах. Многие музыкальные коллективы и организаторы фестивалей заказывают композитору произведения для своих программ. Преподаёт в Московской консерватории. Но помимо этого он несколько лет работал главным музыкальным редактором Центральной студии документальных фильмов.

  • Если честно, то композиторы в основном пишут для кино, в первую очередь, для денег, - говорит Юрий Каспаров. - Иногда за одну ленту можно получить такой гонорар, на который реально существовать целый год. Хотя, понимаю, что музыка для кино - вещь очень важная, иногда определяющая его судьбу. Образцом музыки кино для меня являются произведения Альфреда Шнитке.

В кинобагаже Каспарова музыка к многим фильмам, среди которых «Подданные революции», «Живодёр», «Убийца», «Глухомань», «Ваши пальцы пахнут ладаном», «И вечно возвращаться» и др. Он же автор саундтреков к мультфильмам «Победитель», «Щелкунчик»… Кстати, к «Щелкунчику» Каспаров относится довольно трепетно. Говорит, что музыку для фильма выбирали долго и придирчиво. Естественно, что сказка Гофмана и Чайковский - вещи почти неразрывные в современном сознании. Когда стало понятно, что Чайковский слишком на слуху у аудитории, было решено делать современную обработку некоторых его тем. С этим блестяще справился Юрий Каспаров. Причём настолько, что выпущен отдельный диск с этими обработками и оригинальной музыкой Юрия Каспарова.

Виктор Алексеевич Екимовский считается классиком. Он - известный в России и за рубежом творческий и музыкально-общественный деятель: композитор, музыковед, секретарь Союза композиторов России. Музыка Екимовского звучит в концертных залах с начала 70-х годов, и на сегодняшний день он - один из самых исполняемых современных композиторов. С его именем связаны многие новые и экспериментальные направления отечественного музыкального искусства, не случайно с 1996 года он является председателем Ассоциации современной музыки.

Виктор Екимовский - музыкальный конструктор и изобретатель. Он считает, что особый вклад, уникальность и новаторство - это и есть высшая мера оценки творчества всякого художника. Именно этой меркой он постоянно мерит и себя, и окружающих. Для каждого сочинения Екимовский придумывает принципиально новую главную идею, зерно или образ, часто выражаемый в названии, которое сделает это сочинение непохожим ни на что.

Остался он верен сам себе и в работе с анимационным материалом.

  • В 80-е годах ко мне подошёл молодой человек, его звали Александр Федулов, - рассказывает Виктор Екимовский. - Попросил, чтобы я написал музыку к его мультфильмам. Я сказал, что мне это не очень интересно: все эти белочки, лисички, ёжики и прочие персонажи и истории для детей. Но тот ответил, что его анимация предназначена для взрослых. Я спросил: «Вы знаете, что у меня абсолютно сумасшедшая музыка?» На что Федулов сказал: «У меня такие фильмы». Он был прав. У нас получился хороший творческий тендем, мы понимали друг друга. Жаль, что этого художника нет с нами, он рано ушёл из жизни. Среди работ, которые я сделал с Александром Федуловым, - «Поцелуй», «Бочка», «Потец».

Последний мультфильм смогли посмотреть те, кто пришёл на творческую встречу с композиторами. Надо сказать, что картина действительно «сумасшедшая», но очень талантливая. По мотивам одноименного произведения не менее «сумасшедшего» автора, обэриута Александра Введенского. В фильме отец пытается иносказательно объяснить детям значение слова «потец». Но сыновья требуют прямого ответа. Только в конце фильма становится ясно, что потец - это предсмертный пот. Пересказывать тут бессмысленно. Кому интересно, «Потец» можно найти во Всемирной паутине. Но хочу предупредить, что фильм далеко не детский и, наверное, не для всех. Любителям лубочной диснеевской анимации он вряд ли понравится.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА