Новости

Письмо от боевых подруг

Письмо от боевых подруг

Июльским днём 1942 года новобранцы 78-й Добровольческой бригады сибиряков маршем шли в Красноярске через весь город от микрорайона Зеленой Рощи до Железнодорожного вокзала.

С первого года войны молодёжь рвалась на фронт, но девушкам говорили, что без определённой профессии пользы от них на войне мало будет. Тогда Галина Радкевич пошла учиться на радиосвязистку, но позднее перевелась на курсы медсестёр, решив, что пользы от неё - врачевателя будет больше. Окончив курсы, Галина подстриглась под мальчика и с девчонками уже в который раз пошла в военкомат. Военком не возражал, но посмотрев на Галину, скомандовал: «Что за детский сад? Быстро домой!» Девочки стали убеждать, что они все учились, чтобы принести пользу защитникам Родины, и, наконец, военный комиссар смилостивился и отправил девчат в набираемую Добровольческую бригаду сибиряков. Они взяли платьица, ботиночки, думали - доедут до фронта и с ранеными обратно вернутся. Но старшина приказал всю одежду за ненадобностью убрать и выдал сапоги, юбки, брюки, гимнастёрки.

  • Я шла в строю с заплаканными глазами, - вспоминает ветеран Великой Отечественной войны Галина Ивановна Радкевич. - При построении я оказалась последней в колонне и сказала командиру, что хочу быть первой. Он ответил: «Тогда надо было подрасти, могу отправить домой». Я крикнула: «Только на фронт!» И заплакала. Ещё была расстроена из-за того, что не встретила маму. Но вдруг при посадке в эшелон увидела проталкивающуюся ко мне мамочку с небольшим, прижимаемым к груди, арбузом. Всю войну я пронесла образ мамы, моей маленькой худенькой мамы, машущей рукой с перрона. Поезд набирал скорость, я упала на нары и рыдала, не зная, увижу ли вновь моего единственного родного человека.

Через неделю эшелон был под Москвой в Очакове, затем медсёстры поступили в санчасть города Белый. Принимали раненых, распределяли по степени ранения. Поступали в основном молодые ребята 18-19 лет, худенькие, стонущие от ранений. «Мы их окружали вниманием, заботой. Обнимая, словно мамы, гладили головы, руки, старались успокоить, а у самих лились слёзы, - вспоминает Галина Ивановна. - Когда на КП ранило командира Луговцова, я тащила его изо всех сил. Снайпер сбил с моей головы берет, командир кричал: «Бросай меня, беги в укрытие!», но я упорно тащила тяжёлого беспомощного воина, который вдруг запел «Прощай, любимый город…». Я от горя чуть не лишилась чувств... Страшно на войне, особенно при артподготовке, невозможно различить небо и землю, при этом надо перетаскивать раненых из медсанбата в окопы.

Передислокация подразделений в основном проходила по ночам - бывало, проходили по 50 км. Разворачивались на месте быстро, хотя в команде были почти одни девушки. «Мы выполняли любую, в том числе и непосильную работу, - говорит Галина Ивановна. - Жизнь фронтовая трудна. Мы спали неделями в одежде, бывало, на хвойные ветки бросали плащ-палатки, укрывались шинелями. Кормили нас супчиком, кашей. Некурящим, а мы были все таковыми, давали ежемесячно по 300 граммов соевых конфет и это был праздник души».

Радостью несказанной для всех были письма из дома, а когда получали варежки, носочки, то прижимали их к лицу, вдыхая тепло далёкого родного дома. Однажды сибирячки-однополчанки отправили письмо девушкам-красноярочкам, трудившимся на обеспечении фронта. Письмо это сохранилось у Галины Ивановны, сегодня это дорогой документ того тяжёлого и героического времени.

«Дорогие наши подруги - девушки Красноярска! Шлём вам гвардейский фронтовой привет! Вот уже второй год, как мы покинули свой родной любимый Красноярск. За это время окрепли в боях за Родину, защищая свободу, честь и независимость Родины, наше прекрасное будущее. Мы клянёмся отомстить гитлеровским варварам за все злодеяния, за наших боевых подруг. Пусть матери наших воинов будут спокойны, мы не оставим бойцов на поле боя без помощи, пойдём в огонь, чтобы спасти наших братьев-воинов.

Дорогие девушки, к вам, труженицам тыла, наше слово, помогайте фронту, чем можете. Мы - на полях сражений, вы - у станков, на колхозных полях. Желаем успехов в неустанном труде и заверяем, что пройдя все испытания, вернёмся с Победой, этот час близок! Пишите нам, родные, каждая ваша весточка приносит огромную радость, даёт новые силы.

Наш адрес: полевая почта 43808 А

Галина Радкевич, Рита Яковлева, Анна Гордеева… 1943 год».

В августе 1943 года Галину ранило в районе деревни Гнездилово, у высоты 233,3. Ранение в поясницу лечили в родном медсанбате, четыре осколка до сих пор сидят в диафрагме лёгких.

Гвардии старшина Радкевич служила в санитарном батальоне почти три года в 259-м полку 65-й сибирской гвардейской дивизии - с июля 1942-го по май 1945 года. Вернулась она домой с Победой в военной форме, на груди медали: «За отвагу», «За боевые заслуги», орден Отечественной войны. А мама дочь не узнала: посуровело лицо при виде незнакомки в военной форме, в глазах - печаль. Три раза пыталась дочь обнять маму, но, не узнавая в ней свою девочку, та настойчиво отстраняла её и потом, наконец, бросилась к Галине...

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА