Новости

Для нас - GPS и ГЛОНАСС

Для нас - GPS и ГЛОНАСС

Спутниковая навигация на службе пассажиров

В рамках Красноярского городского форума прошла IX конференция АСДГ «Транспортная безопасность и повышение эффективности работы транспортного комплекса». Одним из важнейших составляющих безопасности является организация работы пассажирского транспорта под управлением и контролем автоматизированной навигационной системы диспетчерского управления с применением технологий ГЛОНАСС/GPS. Кстати, конференция прошла при информационной поддержке ассоциации «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум» - Всероссийского объединения разработчиков, производителей и потребителей оборудования и приложений на основе глобальных навигационных спутниковых систем.

Почему ассоциация проявила такой интерес к площадке в центре Сибири? Об этом совершенно определенно сказал в своём выступлении исполнительный директор ассоциации «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум» Андрей Куприянов.

- Более 90 процентов рынка навигационных услуг и оборудования приходится на долю транспорта, - отметил он. - Учитывая инновационный и ресурсосберегающий характер навигационных технологий, уже накопленный реальный опыт их использования и полученные результаты, наглядно демонстрирующие повышение эффективности и снижение издержек автопредприятий, необходимо продолжать работу по расширению сфер использования отечественных навигационных технологий ГЛОНАСС во всех секторах экономики страны.

На самом деле конференция была интересна и тем, что хозяевам, красноярцам, было чем поделиться с коллегами. Ведь наши транспортники уже начали внедрять новые технологии управления транспортными потоками. Причём, если обратиться к истории вопроса, систему, позволяющую в реальном времени следить за движением пассажирского транспорта, в Красноярске пытались внедрить ещё до эры ГЛОНАСС/GPS с применением совершенно иных технологий. И правительственные решения не стали стартовой точкой - они лишь заставили внести определённые корректировки в уже начавшийся процесс оснащения городского транспорта навигационным оборудованием.

Поэтому рассказ руководителя МКУ «Красноярскгортранс» Бориса Обухова о непростых этапах внедрения технологий ГЛОНАСС/GPS был выслушан с интересом и вызвал вопросы. К примеру, те, кому ещё, судя по всему, придётся пройти тот же путь, интересовались, какую версию программного обеспечения использовали наши транспортники. Ответ был: красноярскую. Дело в том, что очень многое пришлось дорабатывать под те задачи, которые возникали в процессе эксплуатации.

- Внедрение автоматизированной навигационной системы диспетчерского управления позволило решить сразу несколько задач, - считает заместитель главы города - руководитель департамента транспорта администрации Красноярска Олег Якубович. - Прежде всего, улучшилось качество пассажирских перевозок. Раньше перевозчики предоставляли в департамент данные о выпуске транспорта, которые могли весьма серьёзно расходиться с фактическими цифрами. К примеру, мы считаем, что на линии вышли 1 300 автобусов, а фактически выходило на две сотни меньше. В масштабах города это ощутимо, тем более речь шла, как правило, об отдалённых районах, откуда людям трудно добираться. Естественно, в департаменте разрывались телефоны - звонили возмущённые горожане. Мы пытались исправить ситуацию, расставляли по маршрутам диспетчеров, но несколько человек не в силах справиться с такой масштабной задачей. Сегодня, когда каждый автобус оснащён навигаторами ГЛОНАСС/GPS, диспетчер в реальном режиме отслеживает их количество и соответствие графику движения на маршруте. Департамент транспорта, как организатор перевозок, имеет возможность не только контролировать всё движение пассажирского транспорта в городе, но и оперативно реагировать на нештатные ситуации, в том числе поломки, дорожно-транспортные происшествия, автомобильные пробки.

Сегодня на улицах города практически не увидишь привычной ранее картины: вереницы троллейбусов, скопившихся по причине аварии или поломки. Разрулить ситуацию помогает ГЛОНАСС/GPS. Контроль позволил эффективно бороться с нарушениями графика движения на маршруте. Это ощутимо заметно: даже в часы пик автобусы не так переполнены, как раньше. Гонки на маршрутах также становятся редкостью: ведь при чётком соблюдении расписания движения в этом нет необходимости. Разумеется, не только ГЛОНАСС помог дисциплинировать водителей. Здесь повлиял комплекс мер, например обязательное подтверждение водителями-иностранцами знаний правил дорожного движения Российской Федерации. Но и здесь есть определённая взаимосвязь. Подтверждение квалификации отсекло от управления пассажирским транспортом тех, кто просто купил права. А профессиональный водитель, какой бы он ни был национальности, всегда будет уважать «правила игры».

Система ГЛОНАСС/GPS позволила и автоматизировать такой, казалось бы, простой, но вызывающий массу нареканий пассажиров вопрос, как объявление остановок. Там, где транспортные средства оборудованы специальными устройствами, водителю нет нужды даже нажимать на кнопку, чтобы передать речевое сообщение в салон: навигационное оборудование автоматически при въезде в тридцатиметровую зону до остановки запускает речевое оповещение.

Кстати, не совсем «штатные» возможности навигаторов послужили аргументом в непростом процессе убеждения коммерческих перевозчиков оснастить свои транспортные единицы оборудованием ГЛОНАСС/GPS. Известен случай, когда у перевозчика угнали автобус и обнаружить его удалось потому, что на машине были установлены бортовое навигационные приборы. Впрочем, перевозчики, которые сначала весьма настороженно отнеслись к инициативе мэрии, видя в ГЛОНАСС/GPS средство наблюдения за ними, довольно быстро убедились, что навигационная система является эффективным контролем за водителями для них самих.

Технология имеет мощный потенциал развития. К примеру, возможность передачи видеоданных. 25 единиц общественного транспорта сегодня оборудованы системами, позволяющими через каждые 30 секунд передавать информацию о состоянии на дороге или в автобусе. И это, конечно, дисциплинирует и водителей, и пассажиров. Однако удовольствие достаточно дорогое - на оборудование всего общественного транспорта Красноярска системами видеонаблюдения потребуется около 40 миллионов рублей. Но более актуальной представляется проблема оповещения пассажиров о графике движения автобусов необходимого им маршрута. Саму информацию получить несложно: её даёт та же самая система ГЛОНАСС/GPS. Вопрос в том, как оперативно донести её до пассажиров. Наиболее очевидным и привычным является информационное табло. И на некоторых остановках общественного транспорта такие табло уже установлены. Однако это тоже требуют достаточно солидных денежных затрат. А современные технологии позволяют значительно удешевить процесс. Карманное «табло» есть практически у каждого красноярца - это обычный мобильный телефон. Значит, на него в принципе можно посылать информацию о движении автобуса нужного маршрута. Разумеется, можно было бы создать и специальный сайт, но продвинутых пользователей wap-технологий пока не очень много, а СМС посылать умеют все. Поэтому очевидно, наиболее вероятной реализацией системы оповещения пассажиров о реальном движении транспортных единиц станет система СМС-запросов и СМС-ответов. И, возможно (хотя это трудно сегодня даже представить), когда-нибудь пассажиры общественного транспорта не будут дожидаться на остановках, а просто подходить в определённое время к приезду нужного им автобуса или троллейбуса.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА