Новости

Оторваться от «Взлётной полосы»

Оторваться от «Взлётной полосы»

Почему ребятам из детских домов сложно быть взрослыми

Высшее образование для большинства выпускников коррекционных школ - несбывшаяся мечта. Получение начального или среднего профессионального образования и трудоустройство - сложные задачи. А вот бывшие воспитанники детских домов, напротив, не спешат устраиваться на работу. Почему так происходит? Эту тему обсуждали красноярские эксперты на круглом столе, посвящённом проблемам социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников детских домов и коррекционных школ.

Сегодня в нашем регионе работают 35 краевых и два негосударственных детских дома. В них проживают около двух тысяч воспитанников. Также открыто 37 специальных (коррекционных) образовательных учреждений, в которых обучаются свыше 4,5 тысячи ребят.

- Всего с 2007-го по 2011 год девять классов окончили 1 649 воспитанников детских домов, из них получать профессиональное образование решили 1 494 человека, - рассказывает Светлана Маковская, первый заместитель министра образования и науки Красноярского края. - Но адаптироваться в новых условиях, закончить обучение, найти достойную работу, создать семью получается не у всех.

По данным министерства, 16 процентов из всех поступающих бывших воспитанников детских домов не доучиваются до конца. Ребят отчисляют из училищ и техникумов. Основными причинами «вылета» становятся трудоустройство, пропуск занятий, создание семьи, совершение преступлений и, как следствие, отбывание наказания в местах лишения свободы.

- Ребятам сложно психологически, - говорит Светлана Ивановна. - Очень часто в детские дома они поступают в подростковом возрасте, когда уже сформированы определённые привычки, перед глазами был негативный опыт родителей. Кроме того, у воспитанников детских домов нарабатываются иждивенческие позиции, они не знают, что такое труд, привыкают, что за них всё делают взрослые, не умеют принимать самостоятельных решений.

У воспитанников детских домов нарабатываются иждивенческие позиции, они не знают, что такое труд, привыкают, что за них всё делают взрослые, не умеют принимать самостоятельных решений.

Чтобы приучить к труду, подросткам, воспитывающимся в детских домах, предлагают поработать на летних каникулах. Такой проект реализуется совместно с центром занятости. Но соглашаются на временное трудоустройство только 12-17 процентов ребят.

- Когда бывшие воспитанники детских домов приходят к нам после получения образования, как впервые поступившим на учёт в центр занятости им положено пособие - 26 377 рублей, - рассказывает Наталья Пассажинская, начальник отдела материальной поддержки безработных и специальных программ агентства труда и занятости населения Красноярского края. - Если они уже работали до этого, пособие не платится. Поэтому подростки отказываются трудиться летом. Вообще, для соискателей этой категории свойственны низкая мотивация к труду, невысокий образовательный уровень. Они не желают устраиваться на работу до конца срока выплаты пособия.

Уже не первый год в крае действует программа содействия трудоустройству инвалидов. Предприятиям выдаётся субсидия на оснащение рабочего места, при условии, что оно примёт на него человека с ограниченными возможностями не менее чем на один год.

- Такая адресная поддержка даёт эффект, - отмечает Наталья Михайловна. - В прошлом году так мы трудоустроили 122 человека, в этом - уже 198. Подобный опыт полезно перенести на категорию детей-сирот. А если уволился по собственному желанию, не доработав год, на это место устраивать другого выпускника детского дома.

Директор ачинского детского дома № 1 Вера Антропова уверена: чтобы решить проблему трудоустройства воспитанников интернатов, необходимо ввести квотирование рабочих мест. «Конечно, сейчас мы стараемся всеми возможными способами подготовить наших ребят к будущей жизни, - говорит она. - Создаём условия, приближённые к семейному воспитанию, даём качественное образование, используем индивидуальный подход, учитывающий особенности каждого ребёнка».

- После нашей гиперопеки ребятам сложно жить самостоятельно, - поддерживает коллегу Ирина Сыроватская, директор Заозёрновского детского дома. - Задача педагогов - научить воспитанников поведенческим техникам в современной жизни. Для этого создана и работает интенсивная школа «Взлётная полоса». Будущих выпускников детских домов приглашают на специальные занятия, на которых детям предлагается самостоятельно найти решения в смоделированных жизненных ситуациях. Так ребята узнают о том, как формировать собственный бюджет, решать семейные конфликты, составлять резюме, проходить собеседование. Кроме того, когда наши воспитанники уходят во взрослую жизнь, мы выдаём им «кейс выпускника», который содержит памятки и рекомендации, как вести себя в разных ситуациях, куда обращаться за помощью, содействием.

Ещё одна проблема - невозможность реального сопровождения законными представителями выпускников детских домов во время получения профессионального образования. А ребятам зачастую нужны советы и поддержка взрослых, к которым они привыкли за время проживания в интернатах. Ведь хоть они и стали студентами и теперь живут отдельно, по сути, они ёще дети, которым только исполнилось 14 лет.

- По закону в это время интересы ребят представляют органы опеки, - рассказывает Светлана Маковская. - Но таких специалистов на весь край всего 188, естественно, что постоянно контролировать каждого ребёнка они физически не могут. Мы передали в Государственную думу поправки в федеральный закон, чтобы законными представителями ребят становились руководители профессиональных образовательных учреждений. Это было бы более эффективно.

Если выпускники детских домов имеют возможность получить специальность, просто не всегда пользуются ей, то для окончивших коррекционные школы шансы стать профессионалом весьма невелики.

«В этом году обучение в таких учреждениях завершили 610 ребят, из них только 390 поступили в профессиональные образовательные учреждения, - объясняет заместитель министра. - Проблема в следующем: выпускники коррекционных школ не получают основного общего образования. При выходе из учреждения им вручают не аттестаты, а только свидетельства. С ними они могут поступать в начальные профессиональные учреждение не на обучение, а только на профессиональную подготовку, после которой получают свидетельства негосударственного образца. В итоге не выдерживают конкуренции на рынке труда, преимущественно занимаются неквалифицированным низкооплачиваемым трудом. Мы направили предложения в новый закон об образовании, чтобы в документе были прописаны стандарты для этих учреждений, ребята могли получать полноценное образование».

В ачинской специальной общеобразовательной школе-интернете I вида обучаются дети с нарушениями слуха.

- Мы сотрудничаем с несколькими учреждениями профессионального образования, они принимают наших выпускников, - рассказывает директор школы Татьяна Быкова. - Некоторые ребята уезжают в Новосибирский институт социальной реабилитации, обучение в этом учреждении позволяет получить среднее образование, а затем поступить в вуз. Но такой вариант, к сожалению, доступен не всем. Кроме того, отсутствует преемственность между школой и учреждением дальнейшего образования. Ребята с нарушениями слуха по-иному воспринимают материал, только сурдопереводчика им недостаточно, необходимы особые программы обучения. Поскольку их нет, большинство наших выпускников, которые могли бы говорить, к концу обучения в училищах и техникумах полностью переходят на язык жестов. А ведь мы делаем всё, чтобы сохранить или развить речь ребёнка. Поэтому необходимо принятие специальных образовательных стандартов и разработанных на их основе программ для детей с ограниченными возможностями здоровья.

«Естественно, что на уровне края эти документы принять невозможно, необходимо решение федеральных властей, - говорит Светлана Андронова, депутат Законодательного собрания Красноярского края.

- Тем не менее регион старается поддержать детей, оставшихся без попечения родителей. Созданы и работают специальные программы. По мере возможности специалисты отслеживают судьбы выпускников детских домов и коррекционных школ, стараются помогать на всех жизненных этапах».

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА