Новости

Владимир Полин: «Мы не дадим заводу постареть»

Владимир Полин: «Мы не дадим заводу постареть»

Несмотря на то, что Красноярский алюминиевый завод год за годом снижает выбросы, жалобы на экологическую ситуацию в городе усиливаются. Какова же настоящая причина загрязнения воздуха и как обстоят дела в РУСАЛе, реально ли осуществить планы по обновлению производства, улучшению экологической безопасности и даже выработке кислорода при производстве алюминия, мы беседуем с директором алюминиевого дивизиона Восток компании «РУСАЛ» Владимиром ПОЛИНЫМ.

  • Не так давно президент Дмитрий Медведев пенял, что многие у нас произносят слово «инновации», не понимая, что оно означает. Не все понимают разницу между необходимым обновлением производства и действительно прорывными идеями. Есть ли у компании наработки, которые могут стать инновациями мирового уровня?

  • Такие наработки у РУСАЛа есть. Это, прежде всего, технология инертного анода, которая позволит сделать совершенно другим процесс производства алюминия. Это вызов всему миру, и разработки компании в этом направлении базируются именно в Красноярске. Главное преимущество инертных анодов в том, что в производстве алюминия больше не используется изготавливаемая из невозобновляемых природных ресурсов углеродная анодная масса. Соответственно, побочным продуктом становится не углекислый газ, а кислород. То есть вместо дополнительной нагрузки на экологию мы получаем дополнительный полезный продукт: один электролизёр сможет вырабатывать такой же объём кислорода, как 70 гектаров леса. Это эффективно и с точки зрения производства: снижаются операционные затраты и расходы на электроэнергию. Кстати, эта программа тоже становится частно-государственной, в этом году инженерно-технологический центр РУСАЛа получил статус участника инновационного центра «Сколково», именно как разработчик технологии инертного анода.

Мы начали взаимодействовать и с краевым инновационным бизнес-инкубатором. Честно признаться, поначалу я предполагал просто совершить туда визит вежливости. Но, пообщавшись с идеологами этого проекта, увидел, что мыслят они в правильном направлении и посылы у них совершенно правильные, а это рано или поздно даст эффект. Поэтому после встречи мы набрали несколько тем, по которым можем совместно поработать. Мы активно ищем возможности замещения импорта по ремонтам, по литейному производству, нам нужны новые рынки сбыта, в том числе за счёт расширения сферы применения алюминия и отходов алюминиевой промышленности. И светлые умы, инноваторы, вполне могут предложить что-то неординарное в ответ на наши заказы.

  • Но рынки сбыта можно расширять и за счёт потеснения конкурентов. Вы готовы к этому - технологически, организационно, структурно?

  • Это одна из наших амбициозных задач. И только за первое полугодие 2011 года дивизион Восток получил порядка 120 новых заказов на нестандартную для нас продукцию. Удовлетворить требования заказчиков было непросто, все наши партнёры, прежде чем дать заказы на новую, более сложную продукцию, проводили аудиты на предприятиях по технологии, качеству продукции. Только в этом году у нас прошло несколько десятков инспекций от лица контрагентов. Судя по числу новых контрактов, наши партнёры, а в основном это серьёзные западные и восточные компании, результатами аудитов удовлетворены.

Недавно мы были в Японии, встретились там с крупнейшими компаниями, сегодняшними и потенциальными потребителями нашей продукции, - «Мицуи», «Мицубиси», «Фурукавой», «Сумитомо». Япония - очень перспективный рынок, один из самых ёмких. Японцы используют алюминий в расчёте 33 кг на человека в год. Для сравнения: Индия - чуть больше 1 кг, Россия - чуть больше 5 кг, Китай - 12 кг, Южная Корея - 22 кг. И нас начали рассматривать как одного из основных поставщиков на этот высококачественный рынок. Причём технология взаимодействия с партнёрами такова, что при переговорах мы начинаем вовлекаться в процесс производства той продукции, которую изготавливает конкретная компания. Каждая из этих крупнейших фирм имеет эксклюзивные требования по содержанию сплава. И если мы изготавливаем сплав с требуемыми потребительскими свойствами, наш продукт тоже становится эксклюзивным, таким, который другой поставщик без дополнительной доработки технологии сделать уже не может. А значит, только мы можем стать в данном случае партнёрами той или другой компании. Это, конечно, достигается за счёт кропотливой работы, но результат себя оправдывает.

Причём японцы выбирали нас не только исходя из возможности обеспечить высокое качество. Известно, что в Стране восходящего солнца очень трепетно относятся к вопросам экологии, и эти параметры были важны для наших партнёров. В этой части наши заводы удовлетворили требования японцев. Больше того, как выяснилось, сравнение нас и Австралии оказалось не в пользу Зелёного континента. Цепочка от производства электроэнергии до получения алюминия в Австралии даёт в 2-3 раза больше вредных выбросов, чем здесь, в Восточной Сибири.

К нам начинают обращаться не только японские, но и другие международные компании. Одна из крупнейших в переработке алюминия компания «Новелис», которая работает в Европе, Бразилии, Южной Корее, делает нас одним из главных поставщиков, причём не по первичному алюминию, а продукции более высоких переделов.

  • Вы затронули экологическую тему, которая для Красноярска сегодня как спичка в июльском лесу, загорается мгновенно. Всё-таки эффект от занятости людей, полезного производства, платежей, которые даёт КрАЗ, и экологический вред, который он наносит, - категории сопоставимые?

  • Нас часто пытаются опорочить по теме экологии, явно ею спекулируя, особенно в контексте информационных войн и на предвыборной волне. Может, на красноярцев при этом воздействует эффект исторической памяти, потому что КрАЗ действительно был одним из основных загрязнителей города. Но за последние годы, благодаря модернизации производства, мы снизили выбросы на треть. В рамках второго этапа модернизации, до 2015 года, мы планируем сократить выбросы ещё на 19 процентов. Это зафиксировано в соглашении, которое недавно, в конце октября, подписано с администрацией Красноярского края. С реализацией второго этапа модернизации на «Экологический Содерберг» будет переведено всё электролизное производство предприятия. Сейчас на предприятии на новой технологии уже работают 140 электролизёров. КрАЗ, благодаря проведённой программе экологической модернизации стоимостью более 300 миллионов долларов, оснащён самым современным газоочистным оборудованием.

Выполнение программы продолжается, это потребует ещё 95 миллионов долларов инвестиций, и завод будет выбрасывать в атмосферу меньше вредных выбросов, чем тепловые станции, намного меньше, чем автомобили.

Потому как в городе при этом количество выбросов не уменьшается, очевидно, что основные выбросы на город идут не с КрАЗа. Структура выбросов по Красноярску уже сегодня не такая, как ещё несколько лет назад. Самый загрязнённый воздух в Центральном районе, а не в Советском, где расположен алюминиевый завод и много других промышленных предприятий, энергетические станции. Центральный район стал лидером по загрязнённости атмосферы за счёт огромного количества автомобилей. По этому показателю - автомобильных выбросов на душу населения - Красноярск занимает одно из ведущих мест в России.

  • Но экологи утверждают, что технология «Экологический Содерберг» не обеспечивает того уровня экологической безопасности, который необходим, и выступают за перевод завода на технологию обожжённых анодов. Почему не принимается это предложение?

  • Во-первых, нельзя сравнивать общий эффект в условиях, когда перевооружение ещё не завершено. Когда все электролизёры будут переведены на экологичный режим работы, то есть к концу 2014 года, объёмы выбросов будут сравнимыми с условиями применения обожжённых анодов. Это подтверждается и нашими исследованиями. Несколько лет назад мы впервые провели инструментальную инвентаризацию с прямыми замерами выбросов парниковых газов при использовании технологии Содерберга и подтвердили эффективность технологических решений, которые были применены на КрАЗе в рамках первого этапа модернизации.

Во-вторых, мы разрабатываем ещё более экологичные технологии. Инертные аноды, о которых я говорил вначале, как раз относятся к таковым. Именно в это мы вкладываем инвестиции и знания.

  • Вы заявляли, что готовы участвовать в масштабной проверке экологического состояния города. Эти планы остаются в силе?

  • Да, РУСАЛ планирует совместно с властями провести комплексное экологическое исследование в городе, чтобы иметь объективную картину. В Красноярске сводный том предельно допустимых выбросов был сделан в 2005 году и до сих пор не обновлялся. За это время, как я говорил, наши выбросы резко сократились, какие-то предприятия сократили производство, другие появились. Изменилась сама структура выбросов.

На мой взгляд, для такого крупного города, как Красноярск, новый сводный том необходимо готовить не один раз в шесть лет, а каждый год. Тогда промышленные предприятия смогут корректировать свои планы, в том числе по экологическому перевооружению.

  • Владимир Анатольевич, Вы как-то реагируете на разговоры в СМИ о переносе и даже закрытии завода, которые, безусловно, до Вас доходят?

  • Вы же понимаете, что эти разговоры - чистой воды спекуляция. Наша реакция - в деятельности, о которой я говорил выше. Завод построен более 40 лет назад, и четвёртая часть города - Советский район - возникла благодаря КрАЗу. Мы, проводя модернизацию, активно исправляем ситуацию, связанную с тем, что предприятие построено на основе технологий полувековой давности, и видим, что все разумные люди понимают: это процесс не одного дня. Закрыть завод - самое беспечное решение, приходящее в голову тем популистам, которые не хотят замечать улучшений на заводе и вокруг него, делают вид, что не знают о десяти тысячах людей, работающих на промплощадке, о социальных программах, которые компания реализует в регионе, о жилье, которое строит компания для сотрудников…

  • В 2013 году, по планам, заработают новые алюминиевые заводы на севере - Тайшетский и Богучанский. В связи с этим будут ли какие изменения на Красноярском алюминиевом - в объёмах производства, в номенклатуре? Ведь новое производство всегда более эффективно, чем старое.

  • Действительно, Тайшетский и Богучанский заводы будут построены по самым современным мировым технологиям. Это совершенно другое производство - по уровню организации труда, по производительности, что открывает нам новые возможности по завоеванию новых рынков сбыта с высококачественной продукцией, позволяет потеснить конкурентов, о чём вы спрашивали. Мы недавно были в Китае, знакомились с их новыми заводами, которые там строятся и уже вводятся в действие. Они, кстати, используют такие же современные технологии, которые будут применены на Богучанском и Тайшетском заводах.

Изменения будут и на КрАЗе, но не в связи с запуском новых заводов, а потому что компания поставила задачу увеличивать выпуск сплавов, имеющих высокую добавочную стоимость. В Красноярске для этого есть подготовленные кадры, есть инжиниринговый центр. Мы не дадим заводу постареть. Здесь будут разрабатываться и применяться современные технологии.

На большинстве работающих заводов восточного дивизиона не планируется строить дополнительные мощности. Задача в другом - увеличить эффективность действующих, в части использования механизированного труда и в отношении качества. Это, конечно, требует много организационной работы, потому что переделывать что-то, особенно без остановки производства, сложнее, чем создавать с нуля. Но мы понимаем, как организовать подобный процесс, мы уже получили первый позитивный опыт. Мы уверены в успешной реализации проекта.

Очень много внимания на Красноярском и Братском алюминиевых заводах уделяем сейчас средствам малой механизации. Здесь очень высокий уровень ручного труда, и стоит задача достичь сначала 50 процентов, а потом и 25 процентов ручного труда в той технологии, которая применяется сейчас на КрАЗе и на БрАЗе. Даже в мире мало похожих примеров. Нечто подобное реализовала норвежская компания «Элкем». Мы изучали их опыт и теперь можем сделать работу над их ошибками и получить больший эффект.

Средства механизации для РУСАЛа разрабатывает группа ГАЗ. Первое задание, которое они получили: разработать аналоги уже имеющихся образцов техники, потому как сегодня используются или очень старые российские, достаточно дешёвые, но морально устаревшие или хорошие западные образцы, которые стоят дороже «Бентли». Понятно, что первые приобретать нет смысла, а вторые массово закупить невозможно.

Результаты уже есть. Мы получили серийные образцы техники, которые испытали на Красноярском алюминиевом заводе. По результатам испытаний убедились: техника произведена на уровне западной, а по цене в 3-4 раза дешевле. Хорошо и то, что мы понимаем, какие комплектующие применимы, где их можно купить, их стоимость. Уже сейчас просчитали, во что обойдётся техобслуживание, сервисное обслуживание.

Что немаловажно, на этой технике есть всё для комфортной работы - кондиционер для лета, система обогрева для зимы. Люди, работая в комфортных условиях, больше мотивированы. И с такой техникой наши рабочие становятся уже не электролизниками, а операторами.

  • Но просто пересадить электролизников на технику и назвать их операторами вряд ли получится - для этого необходимо научить их работать с этой техникой?..

  • Время со всей очевидностью показало, что человек - это главное и помимо того, что мы занимаемся техникой, технологией, надо много работать с людьми, надо заниматься их обучением, проводить социальную политику. Я вынужден констатировать, что кадры - одна из самых острых проблем. Компании требуются сильные инженеры, менеджеры, талантливые логисты, технологи, бригадиры. В дефиците литейщики, электролизники, нет анодчиков. А почему их нет? Потому что в России нет ни одного учебного заведения, где готовили бы рабочих по этой специальности. Алюминиевая промышленность есть, а специальности нет. Поэтому мы сами готовим кадры на производстве.

Но путь самоучек - он очень длинный. У нас уже нет этого времени. В следующем году дивизион планирует произвести 1,3 млн тонн сплавов, через несколько лет это будет 1,6-1,7 млн тонн. И когда мы говорим о сплавах, это подразумевает технологию переработки, которая постоянно меняется, у заказчиков появляются новые запросы. И сегодня нам, честно говоря, предъявляют замечания по тем требованиям, которые ещё вчера считались самыми передовыми. Находясь в условиях жёсткой конкуренции, мы вынуждены постоянно бежать вперёд. И чтобы добежать, нужны молодые, умные, грамотные, трудолюбивые ребята, которые могли бы подхватить новые посылы - заниматься продвижением продукции, новой культурой производства. Они должны знать иностранные языки, разбираться в российских, западных и восточных стандартах производства, прекрасно разбираться в новой технике.

  • И где же Вы возьмёте таких специалистов в ближайшее время?

  • Мы очень большое внимание уделяем сотрудничеству с нашим СФУ, другими вузами. На прошлой неделе я, например, встречался с группой ребят и девчат, которые по нашей совместной программе - мы, СФУ и французская ассоциация горных университетов - будут обучаться в двух вузах в рамках двухгодичной программы. Она включает в себя год стажировки в СФУ с изучением французского языка и год обучения в горной школе во Франции. В результате ребята получают профессию, которая нам нужна, и проходят практику на Красноярском алюминиевом заводе.

Вообще я, по законам жанра, должен говорить, что в наши времена всё было намного круче, что молодёжь была более целеустремлённой. Но на самом деле сейчас очень много ребят неординарных, которые имеют цель, стремятся к чему-то. И предприятию, которому требуются кадры новой формации, важно успеть подготовиться, понять, что конкретно ему нужно. Это серьёзный, сложный процесс. Но без качественных кадров на мировом рынке конкурировать не получится.

  • Говоря о кадрах, Вы затронули ещё одну тему - социальной ответственности бизнеса. В недавно подписанном с администрацией края соглашении говорится не только об инвестициях в экологию, не только об ипотечных программах для сотрудников Ваших заводов, но и, например, о строительстве детского сада. Но ведь ещё лет 15 назад, когда страна входила в новые экономические отношения, пропагандировался другой подход: бизнес зарабатывает деньги, платит с них налоги, а власть на эти деньги строит в том числе и детские сады. Этот вариант, получается, в нашей стране не проходит?

  • Есть разные способы участия бизнеса в социальных программах, в реализации той самой социальной ответственности бизнеса. Это выражение становится уже штампом, но суть его правильная. Так вот, можно отдать деньги кому-то, чтобы этот кто-то аккумулировал их и направлял на какие-то социальные программы по своему усмотрению. А можно поступать так, как делает сейчас наша компания. Мы ведём совместную работу с властью. Например, объявили конкурс социальных грантов для молодёжи. Собрали целую комиссию из власти, самой молодёжи, представителей компании, чтобы отобрать тех, кому достанется финансовая поддержка. И такие совместные проекты, как строительство детского сада, - это тоже помогает налаживать диалог, иметь совместные наработки, понимать потребности другу друга. И само по себе подписанное соглашение - шаг к необходимому для двух сторон диалогу, пользу от которого получают жители, красноярцы.

Информационная справка:

В состав алюминиевого дивизиона «Восток» компании «РУСАЛ» входят Братский (БрАЗ), Иркутский (ИркАЗ), Красноярский (КрАЗ), Новокузнецкий (НКАЗ) Саяногорский (САЗ), Хакасский (ХАЗ) алюминиевые заводы. На долю дивизиона приходится 82 процента всех производимых РУСАЛом сплавов и 85 процентов от общего объёма производства металла. В Иркутской области ОК «РУСАЛ» ведёт строительство Тайшетского алюминиевого завода, в Красноярском крае - Богучанского.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА