Новости

Тариф отпустят на свободу

Тариф отпустят на свободу

Монополии уже нет, но регулирование пока остаётся

Министерство транспорта России предложило регионам отказаться от обязательного регулирования тарифов на поездки в общественном транспорте. Соответствующие письма разосланы в региональные органы власти. Такое решение, по мнению Минтранса, позволит транспортным компаниям, деятельность которых сегодня убыточна, добиться положительной рентабельности. При этом у регионов остаётся право вводить в экстренных случаях регулируемые тарифы - например, при резком росте цен перевозчиков.

Таким образом, речь идёт о том, что транспортные тарифы, которые практически каждый год являются предметом баталий между властью и перевозчиками, будут отпущены в свободное плавание. На первый взгляд идея почти катастрофическая. Но если задуматься... Во-первых, государственное регулирование тарифов давно уже никого ни от чего не защищает. Примером может служить ежегодный прирост цен естественных монополий - нонсенс в условиях кризиса и повсеместного спада производства, но тем не менее российская реалия. Во-вторых, в роли нерентабельных компаний оказываются не частные перевозчики - они-то умеют отстаивать свои интересы в органах власти, - все издержки тарифного сдерживания приходятся на долю муниципальных предприятий. Хроническое недофинансирование из-за удержания социальных цен сказывается в старении подвижного состава - автобусов, троллейбусов, трамваев.

Свободное ценообразование должно помочь перевозчикам зарабатывать больше. При этом Минтранс считает, что рост тарифов ограничит разрабатываемая сейчас в министерстве единая методика расчёта. Эта методика должна учитывать и интересы транспортных компаний.

Пока неизвестны параметры новой методики, однако тема крайне интересна для всех, кто связан с общественным транспортом. Напомним, что вопрос научно-обоснованной методики расчёта стал одним из центральных на состоявшейся недавно в Красноярске конференции АСДГ, проходившей в рамках общегородского форума.

Если тарифы на проезд в общественном транспорте перестанут регулировать, то…

3 % - обслуживание станет лучше

69 % - стоимость проезда вырастет, а комфорта так и не будет

7 % - станет больше конкурентов

21 % - всё останется по-прежнему

По результатам опроса на сайте ГородскиеНовости.РФ

Впрочем профессионалы отнюдь не считают, что дерегулирование приведёт к взрывному росту стоимости транспортных услуг. Вот что думает по этому поводу заместитель председателя ассоциации красноярских перевозчиков Виктор Сидоров:

  • Идея регулирования тарифов родилась в начале 1990-х и воплотилась в постановление Правительства РФ, принятое в 1995 году. В то время в городах была монополия муниципального транспорта. Понятно, что регулирование тарифов было необходимым - точно так же до сих пор государством регулируются тарифы естественных монополий. Но по прошествии лет обстановка очень изменилась, на рынке появилось множество независимых операторов - в Красноярске, к примеру, около 70 частных перевозчиков плюс муниципальные предприятия. Задачи регулирования цен может решить рынок, конкуренция. Кстати, в Красноярске до 2000 года перевозчики сами могли устанавливать цены, тогда в городе некоторое время сосуществовали две цены: два рубля и полтора рубля. И постепенно все перевозчики перешли именно на полтора, потому что в автобусы тех, кто брал два, никто не садился.

Чем объясняется сегодняшняя инициатива Минтранса? В крупных городах перевозчики поставлены примерно в одинаковые условия: стоимость топлива и запчастей одинакова для всех. Но в различных регионах условия отличаются. В Сибири и топливо дороже, и доставка запчастей требует больших затрат, и зима длиннее, чем в центральной России. И абсолютно непонятно, почему в Москве проезд стоит 25-26 рублей, а в Красноярске 12-13. Чтобы нивелировать эту пестроту, Минтранс, по инициативе регионов, уже более года занимается разработкой единой методики расчёта тарифов. Пока такая методика не готова, Минтранс и предложил регионам отказаться от жесткого регулирования тарифов.

Заместитель руководителя департамента транспорта администрации Красноярска Анатолий Зуев также не видит в инициативе Минтранса стремления вызвать транспортный коллапс.

- Когда вы покупаете семечки, никто не регулирует цены на них. Тем не менее продавцы не вздувают стоимость до заоблачных высот - иначе никто не купит. Точно так же и транспорт - никто не установит цену проезда, при которой количество пассажиров уменьшится, это невыгодно самим перевозчикам. Существует новосибирский опыт, который показал, что свободные цены не слишком отличаются от регулируемых, зато появляется возможность содержать в надлежащем состоянии подвижной состав. А конкуренция не позволит бесконечно увеличивать цены, в конце концов найдётся кто-то, кто предложит ту же услугу за меньшую плату.

Надо заметить, что проблема сдерживания цен оборачивается для региональных и местных бюджетов необходимостью компенсации затрат пассажирского транспорта. А поскольку возможности бюджетов ограничены, ежегодное недофинансирование приводит ко всё большему устареванию, физическому и моральному износу подвижного состава. В целом в России, по оценке Минтранса, за десять последних лет парк автобусов, троллейбусов и трамваев сократился на 40 процентов. Оставшиеся 60 процентов в большинстве своём - это техника, давно исчерпавшая нормативные ресурсы эксплуатации.

Станет ли возможная либерализация транспортных тарифов решением задачи возрождения общественного транспорта? Сегодня вопрос остаётся открытым. Хотя бы потому, что решать (и брать на себя ответственность) придётся регионам. А ответственность немалая.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА