Новости

Сдачи надо!

Сдачи надо!

Как часто случается, что у продавца в небольшом магазинчике нет сдачи, и приходится либо бежать куда-то в поиске разменных денег, либо возвращаться домой без покупок. Что делать в таком случае? Стоит ли скандалить и настаивать на своём? Рассмотрим несколько возможных ситуаций.

Так, допустим, вы едете в трамвае. Утренняя давка, раздражённые пассажиры… И у вас при себе только крупные бумажные деньги. Подаёте кондуктору тысячную купюру, а у того не оказалось сдачи. Разозлённый сотрудник Горэлектротранса ссаживает пассажира на ближайшей остановке…

Так вот, это в принципе не правомерно, кондуктор обязан иметь разменные деньги. Если же вам отказали в проезде, сославшись на отсутствие сдачи, нужно зафиксировать подобный случай. Берите контакты свидетелей происшествия и пишите заявление на имя начальника трамвайного депо о нанеснном моральном вреде.

Другая типичная ситуация: вы долго ходили по магазину, тщательно выбирая продукты. С полной корзинкой подходите к кассе, протягиваете пятитысячную купюру… И тут кассир разводит руками: «Сдачи нет, недавно сняли кассу».

Однако в типовых правилах эксплуатации контрольно-кассовых машин чётко прописано, что руководство магазинов обязано обеспечить кассиров разменными купюрами в необходимом количестве. Кстати, в соответствии с п. 2 ст. 492 ГК РФ договор розничной купли-продажи является публичным договором. Так, в ст. 426 сказано: «Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается». Отсутствие сдачи не является отсутствием возможности, и продавец не имеет права отказать в продаже товара по этой причине.

В этом случае вы можете оставить запись об этом в жалобной книге и обратиться, допустим, в общество защиты прав потребителей. Если книгу вам не дали (и даже если вам удалось сделать в ней запись, но вы не удовлетворены этим), обращайтесь в Роспотребнадзор или общество защиты прав потребителей. Результат проверки Роспотребнадзор сообщит в письменной форме.

Если из-за отказа продавца от заключения договора купли-продажи покупателю причинён существенный ущерб (моральный, материальный), а продавец отказался возместить его добровольно, подавайте иск в суд. Однако, как признают специалисты, дело это хлопотное, и вряд ли вам захочется связываться - себе дороже выйдет. Хотя ничего невозможного нет - если есть желание докопаться до сути, то попробуйте. В любом случае вашу жалобу обязаны рассмотреть и решить этот вопрос.

Наконец, бывает и такое: кассир, мило улыбаясь, говорит, что сдачи нет, и предлагает на эти деньги дополнительно приобрести какой-то товар. Это тоже не правомерно. В этом случае можно обратиться к ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» - недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя. В п. 2 этой статьи чётко прописано, что продавцу запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров.

Кроме того, строптивого продавца можно наказать по ст. 14.15 «Нарушение правил продажи отдельных видов товаров» Кодекса РФ об административных правонарушениях. Как и в предыдущих случаях, важно иметь свидетелей происшествия, чтобы они могли подтвердить, что продавец (кассир) нарушил договор.

При всём вышесказанном хочется напомнить, что продавцы, кассиры, контролёры и кондукторы тоже люди. Может, действительно случится так, что в кассе нет сдачи, потому что перед вами в магазин приходили клиенты сплошь с крупными купюрами. Продавец не может бросить отдел и искать для вас необходимую сумму. Поэтому применять знание закона нужно только в том случае, если продавец систематически отказывает в продаже товара под предлогом отсутствия сдачи.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА