Новости

Олимпийская чемпионка Елена Наймушина: «Если честно, я тоже «наелась» гимнастикой. Не хо-чу!»

Олимпийская чемпионка Елена Наймушина: «Если честно, я тоже «наелась» гимнастикой. Не хо-чу!»

Есть звёзды спорта, жизнь которых и после окончания карьеры идёт по нарастающей. Одни становятся успешными тренерами, другие - не менее успешными или, во всяком случае, солидными спортивными функционерами. Спортивное прошлое им помогает строить свою вторую жизнь. Есть и другие. Менее заметные, менее эпатажные, менее публичные.

Олимпийская чемпионка московской олимпиады Елена Наймушина свой звёздный и наиболее известный спортивный подвиг совершила, когда в интересах сборной по спортивной гимнастике выступала в командных соревнованиях забойщицей. На роль запевалы выступлений команды и неминуемой жертвы судейского субъективизма выбирается самая надёжная, самая психологически устойчивая гимнастка. Наймушина вспоминала, что когда её готовили к забойному ремеслу, то могли в пять утра поднять и отправить в зал (спали по соседству с ним), заставив спросонья выполнить упражнения на бревне или на брусьях. 15-летняя Леночка Наймушина выполняла упражнения практически без ошибок. Одним словом - девочка с характером. Выходя на олимпийский помост, Наймушина уже заранее была обречена на то, что судьи оценят её выступление на пару десятых балла меньше, чем выступления тех, кто выйдет вслед за ней. Такова практика. Объясняют это тем, что надо оставить зазор для более высоких оценок лидерам команды, фаворитам олимпийского турнира и т. д. и т. п.

Запевала не подвела ни разу - задавала мажорный тон всем остальным девчонкам. И судьи дрогнули, очарованные мастерством и обаянием воспитанницы Валентина Шевчука и Татьяны Тропниковой (впоследствии Шевчук). Когда в вольных упражнениях Наймушина исполняла свою «Калинку», которую затем включали практически во все фильмы об Олимпиаде, зал встал. Люди рукоплескали Леночке в такт мелодии. А та, казалось, и не слышала их. На одном дыхании исполнила души исполненный полёт, как писали потом журналисты. Судьи? Они поставили забойщице 9.95 балла. «Зазор» до максимально возможной оценки составил всего пять сотых балла. «Калинка» Наймушиной осталась в сердцах зрителей и в истории спорта как «Кумпарсита» Пахомовой и Горшкова. Навсегда.

Мы спросили Елену Наймушину о её жизни после спорта. Сейчас, когда после триумфа прошло более тридцати одного года.

- Мы с моим вторым мужем Сергеем Григорьевым сейчас занимаемся развивающей гимнастикой с ребятишками из детских садов Тулы, куда переехали из Москвы, - ответила олимпийская чемпионка. - Скоро, возможно будут перемены. Дело в том, что 20 ноября в Туле открывается Дворец спорта. Там же будет открыта комплексная детская спортивная школа. В ней будет, кроме отделения спортивной гимнастики, несколько отделений по другим видам спорта, например борьбы. Мне предлагают возглавить школу. Окончательного согласия я ещё не дала, но в душе есть желание попробовать себя в новом качестве. Сергей перейдёт работать в спортшколу в качестве тренера.

- Случилось так, что, завершив выступления, Вы вскоре вообще ушли из спорта. Хотя в красноярском СДЮСШОР, где Вы работали тренером, всё поначалу складывалось отлично. Не страшно всё заново начинать после такого перерыва почти в четверть века?

- Тренером я, конечно, быть не смогу - мешают травмы, полученные в юности. Да и возраст никуда не денешь - растёт, прибавляется. Тренер ведь не только должен уметь показать что-то или объяснить на пальцах хотя бы, но и страховать гимнасток, поддерживать при разучивании элементов. Всё это - достаточно большая физическая нагрузка. Как консультант, я могу что-то подсказать, безусловно. Но, чтобы подготовить хорошую гимнастку, требуется даже не пять лет работы вместе с ней, а больше. Да и концентрироваться только на гимнастике, забросив всё на свете, даже семью, мне трудно. Нет, во всяком случае, такого желания. Зато могу судить соревнования. Почти каждый спортсмен, который прошёл школу большого спорта, может это. И судейская практика у меня в своё время была неплохая. Может быть, и как спортивный организатор могу состояться? Впрочем, от гимнастики я далеко не отходила. Часто приглашали на различные турниры в качестве почётного гостя. Так что я постоянно в этой «каше». Смотрю гимнасток, анализирую из выступления... Куда от этого денешься? И в Латвии, и в России.

- Вы с такой тёплой ноткой произнесли слово «семья», что не могу Вас о ней не спросить.

- Да, лучше я вам про своих детей расскажу. Старшему сыну, Тому, 27 лет, он живёт в Латвии. Очень самостоятельный и пока неженатый человек. Филипп на год моложе, живёт в Лондоне. Успешные, образованные мужчины. Дочка Линда учится в школе, выпускной класс. Отличница, участвует во всех олимпиадах по математике, физике, химии. Будет поступать в Тульский государственный университет на физико-химический факультет. В университете её хорошо знают уже. Я, честное слово, горжусь своими детьми.

- А своими маленькими воспитанниками из детских садов?

- Хорошие дети. Но мы же их пока только приучаем с Сергеем к физической культуре. Кстати, родители с удовольствием отдают ребятишек в наши руки. Позанимавшись с детьми, мы позднее советуем их папам и мамам отвести детей в спортивные секции. Одних - в художественную гимнастику, других - в бокс или на борьбу, третьих - в спортивные игры. Мы ведь только даём на своих занятиях первоначальное физическое развитие, подсказываем родителям, в каких видах спорта у мальчиков и девочек больше возможности реализовать свои способности. Сами же занимаемся со всеми детьми, которые к нам приходят. Это лучшее, чем я когда-либо занималась.

- В спортивную гимнастику тоже направляете малышей?

- Вы знаете, для успеха в гимнастике нужно обладать таким разнообразным комплексом физической одарённости, что мы с Сергеем советуем это единицам. К тому же многое зависит от родителей. Ребёнок может обладать одарённостью к тому или другому виду спорта, но нужно быть уверенным, что и родители хотят и могут поддержать сына или дочь.

- Многие спортсмены в детстве так «наедаются» гимнастикой, плаванием, биатлоном, что и сами уходят от спорта куда подальше, и детям своим не дают заниматься им профессионально - только зарядка по утрам. Тренерами становятся единицы.

- Если честно, я тоже «наелась», как вы говорите, гимнастикой. Валентин Адольфович тоже мне говорит: мол, жила бы ты в Красноярске, ты бы такую карьеру могла сделать! Мы бы вместе столько гимнасток классных подготовили. Не хо-чу...

- Выжженная земля внутри?

- Да.

- То есть можно Ваши слова истолковать так, что у многих звёзд, даже у тех, кто высот не достиг, просто пробился в спорт высших достижений, хоть титулов и не добыл, украдено детство?

- Сложно сказать что-то определённое... Жизнь практически прожита, и лучше уже не жалеть ни о чём. Но здоровья, конечно, отдано гимнастике много. Зато я знаю, что была права, когда ушла из спорта и родила троих детей. Это такое счастье! И они ни в чём меня не разочаровали. Умные, послушные, интеллигентные. Любят друг друга.

- Мечты исполнились?

- Не все. Мечтаю построить большой дом, всех собрать и пусть живут вместе с внуками, которые обязательно появятся.

- А может, всем собраться в Лондоне у старшего сына?

- Нет, это не моё, из России - никуда! Даже в Латвии, где я пятнадцать лет прожила, очень сложно всё было. Борьба всё время была. Всё чужое, другой менталитет: меня не понимали, я латышей не понимала. Жила как глухонемая, хотя язык выучила. Начинаю говорить с людьми на латышском, а мне отвечают на русском: говори уж по-русски. Дескать, не коверкай наш язык.

- Интересно. В США, например, приветствуется любая попытка говорить на английском. Пусть и с ошибками: люди поощряют «новеньких» к интеграции, поощряют попытку контакта с ними. Кстати, обладательница Кубка мира Татьяна Годенко, когда приезжала год назад в Красноярск, тоже говорила об этом. Она много лет работает в США тренером по спортивной гимнастике. И если не довольна жизнью до конца, радуется тому, что не попала в советско-российскую систему спорта. Объясняет, что в Штатах смогла вместе с мужем реализовать свои взгляды на воспитание гимнастов, чего на Родине было бы добиться невозможно.

- Таня - другой человек, я бы не уехала. Из шести гимнасток, кто вместе со мной стал чемпионками московской Олимпиады, в России осталась только я одна. Все, в том числе подруги Нелли Ким, Лена Давыдова, работают за границей. Мы два года назад встречались по инициативе Юрия Лужкова, собравшего олимпийцев в Москве. Праздник встреч длился пять дней. Незабываемо! Увиделись, порадовались. Вот только в общении с подругами былых лет теплоты той уже не было, слишком разными мы стали. А вот с двукратным олимпийским чемпионом по гимнастике Володей Маркеловым мы общаемся с тех пор всё время. Он из Москвы никуда не уезжал - принципиально. Он такой упёртый, вообще все гимнасты упёртые, но мы стали друзьями. Общаемся, помогаем друг другу. И ещё. К счастью для больших спортсменов, чемпионов и призёров Олимпийских игр, государство и руководители Красноярского края несколько лет назад сделали всё, чтобы звёзды, отдавшие столько сил, здоровья для престижа страны, пожизненно получали спортивные стипендии или пенсии. Это не так много, но всё-таки реальная помощь.

- И всё же жизнь удалась?

- Я счастлива. Правда. Счастлива даже тем, что раз в год могу приехать в Красноярск, увидеть молоденьких гимнасток на своём именном турнире, повидаться с моими тренерами - Валентином Адольфовичем и Татьяной Васильевной Шевчук. Мы большие друзья. Может быть, если бы жили в одном городе, работали вместе, этого бы и не было... От родителей тоже нужно вовремя смыться (смеётся). Да - жизнь удалась.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА