Новости

Светофорная наука

Светофорная наука

В этом году в Красноярске за 10 месяцев с участием детей произошло 177 дорожно-транспортных происшествий. 182 ребёнка получили различные травмы, четыре человека погибло. По вине детей произошло 53 ДТП. Основные причины несчастий на дорогах с участием несовершеннолетних - переход юными красноярцами проезжей части в неустановленном месте.

Как сделать так, чтобы улицы и дороги стали для наших детей безопасными, обсуждали участники круглого стола, который состоялся в редакции газеты «Городские новости». В разговоре приняли участие заместитель начальника департамента общественной безопасности администрации Красноярска Александр Кобылинский, начальник центра автоматизированной фиксации нарушений ПДД отдела ГБДД МВД России «Красноярское» Артём Шабанов, завуч школы № 49 Оксана Барсукова, руководитель центра юных инспекторов движения по Кировскому району Максим Толстиков и педагог-психолог центра диагностики и консультирования № 9 Татьяна Силкова.

  • Что делают наши правоохранительные органы, чтобы обезопасить детей на дорогах?

Артём Шабанов:

  • Надо отметить, что число дорожно-транспортных происшествий, случившихся из-за некорректного поведения на проезжей части несовершеннолетних, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилось на 15 процентов. Это означает, что комплекс мероприятий, которые сегодня проводятся в школах и детских садах, дал свои положительные результаты.

Сегодня ГБДД проводит совместные профилактические мероприятия со службой участковых уполномоченных и инспекцией по делам несовершеннолетних. За десять месяцев было проведено порядка двух с половиной тысяч мероприятий. Одна из самых популярных акций этого года - «Подними руку и стань заметней». В первую очередь мы запустили её в детских учреждениях. Также в образовательных учреждениях мы проводили акцию «Молодое поколение за безопасность». На базе школы № 150 состоялся общегородской конкурс велосипедистов «Безопасное колесо». В апреле в Железнодорожном районе стартовала акция «Безопасность детей на дорогах в наших руках»: во всех детских садах района прошли выступления отряда юных инспекторов дорожного движения школы № 32. В рамках операции «Внимание: дети!» проведено множество мероприятий, среди которой и Второй городской фестиваль юных регулировщиков. Кроме этого, велась активная пропагандистская работа через средства массовой информации. Мы постоянно обращаем внимание взрослых, чтобы они не оставляли своих детей без присмотра.

В общеобразовательных учреждениях сегодня проводятся специальные тематические занятия, которые готовят как сами педагоги школ, так и сотрудники ГБДД. В школах оформлены «Уголки безопасности», где расположена информация, как нужно вести себя на дороге.

Александр Кобылинский:

  • Несмотря то, что прирост автомашин на дорогах Красноярска увеличивается ежегодно на восемь процентов (это около 30 тысяч автомобилей), благодаря мерам, которые принимают органы местного самоуправления, органы государственной власти, в том числе и ГБДД, можно констатировать, что мы стабилизировали обстановку по дорожно-транспортным происшествиям. Значит, комплекс мер по предотвращению ДТП на дорогах города сработал. Внесли свой положительный вклад и мероприятия, проводимые в рамках городской целевой программы «Безопасность дорожного движения в Красноярске на 2009-2011 годы». В октябре была утверждена новая программа «Безопасность дорожного движения в Красноярске на 2012-2014 годы», для реализации которой из бюджета будет выделено 140 160 000 рублей. Планируется приобрести специальную светоотражающую продукцию для детей младшего возраста (23 тысячи 800 штук), 21 комплект специализированного оборудования для школ. Также в рамках программы будет установлено более 17 тысяч метров ограждения вдоль проезжий частей краевого центра. Появятся и более ста новых парковочных мест для инвалидов. Осуществлено ряд других системных мер в рамках программы, направленных на сокращение дорожно-транспортных происшествий. Исполнители данной программы - департамент городского хозяйства, главное управление образования администрации города управления образования администрации районов в городе, департамент информационной политики, департамент общественной безопасности. Реализация мероприятий программы будет осуществляться по следующим направлениям: повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участниками дорожного движения, совершенствование организации движения транспортных средств и пешеходов, иформационно-профилактическая деятельность в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Считаем важным воспитание у детей с самого раннего возраста соблюдения правил поведения на дорогах. Будем мы уделять внимание и просвещению родителей, так как они в первую очередь являются авторитетом и примером для своих сыновей и дочерей. Зачастую поведение взрослых становится причиной несоблюдении ПДД детьми. Мы постоянно наблюдаем случаи, когда родители переводят своих детей в неустановленных местах, не осознавая, что, когда их ребёнок пойдёт через дорогу один, он поступит точно так же. Это законы психологии. Поэтому к просветительской работе будут подключены психологи, которые помогут нам правильно донести нужную информацию до ребёнка. Необходимо сделать так, чтобы у ребёнка после занятий, где рассказывали о ППД, не возникло желания попробовать «запретный» плод: рисковать собой, искусственно создавая чрезвычайную ситуацию на проезжей части. Планируется, что специалисты будут работать и с родителями.

  • С какого возраста можно позволять самостоятельно переходить детям дорогу? И как донести до подрастающего поколения правила поведения на проезжей части?

Татьяна Силкова:

  • Сами дети уже могут переходить дорогу, как правило, с 10-12 лет. Но обучать этому их надо с самого раннего детства, как только родители с ребёнком выходят на улицу. Нужно всегда отвечать на все детские вопросы, связанные с передвижением на проезжей части, даже самые глупые. Если этого не делать, то ребёнок ответить на них сам, и вполне возможно, что неправильно. Нужно учить детей наблюдать за ситуацией, концентрировать своё внимание. Также необходимо рассказывать о ловушках, которые подстерегают нас на улицах.

Специальных методик по обучению детей ПДД нет. Главное здесь - личный пример родителей. Если мама говорит сыну или дочери, что на красный свет переходить дорогу нельзя, а сама перебегает на запрещённый сигнал светофора, то её ребёнок поступит точно так же. Нужно об этом помнить.

Артём Шабанов:

  • Хотелось бы обратить внимание родителей, чтобы они более ответственно отнеслись к здоровью и жизни своих детей. Как показывает практика, люди довольно халатно относятся к вопросам элементарной безопасности. Взять хотя бы такую проблему: мамы и папы не хотят пристёгивать своих чад в машине. Отчего-то родители никак не могут понять, что нельзя перевозить детей, если автомобиль не оборудован автокреслом и ремнями безопасности. Они не отдают отчёта, какой опасности подвергают своего ребёнка. Мне приходится регулярно объяснять, что вес объекта, находящегося в салоне автомобиля, при ДТП в момент столкновения увеличивается в тридцать раз. То есть, по сути, непристёгнутый ребёнок превращается в пушечное ядро. Если в 2010 году в Красноярске было привлечено к ответственности восемь тысяч водителей за нарушение правил перевозки детей, то за десять месяцев этого года число привлечённых по этой статье превысило десять тысяч человек. Перевозка детей без удерживающих устройств на сегодняшний день остаётся огромной проблемой. И нам нужно привлечь к ней внимание родителей, чтобы повысить уровень их ответственности.

  • Какую работу проводят сегодня школы?

Оксана Барсукова:

  • В школе № 49 базируется районный центр отряда юных инспекторов дорожного движения, поэтому мы проводим мероприятия не только в нашем общеобразовательном заведении учреждении, но в других детских учреждениях Кировского района. В этом году даже вышли на городской уровень. Одним из таких проектов стала «Школа светофорных наук» - это цикл мероприятий в детских садах, которые мы проводим уже девять лет. С каждым годом число участников проекта растёт. В этом году из 30 ДОУ Кировского района мы охватили 29 детских садов, а также дошкольные образовательные учреждения других районов. В этом необычной «Школе светофорных наук» наши юные инспекторы вместе с другими участниками говорили о правилах дорожного движения, разыгрывали различные ситуации, разбирали ошибки и так далее. Причём ребята из детских садов иногда быстрее, чем школьники, находили решения той или иной задачки. 29 ноября на базе нашей школы пройдёт городской этап, где победители из каждого района покажут свои знания. Эта работа очень значима и эффективна, потому что когда детям правила дорожного движения объясняют другие ребята, то информации лучше принимается и усваивается. Эффективней всего материал изучается, когда он подаётся в системе и теория подкреплена практическими занятиями. Например, прослушали лекцию о ПДД в классе, а потом перешли в специально-оборудованное помещение, где можно пройти ситуацию как бы по-настоящему: поработали с макетом и дорожными знаками, посмотрели возможные ловушки на экране, разобрали вопросы с инспектором.

Максим Толстиков:

  • В отряде юных инспекторов Кировского района сейчас более сорока ребят - от пятиклассников до одиннадцатиклассников. Приятно, что смена меняется: одни уходят, другие пополняют отряд. У нас есть план, согласно которому у нас проводятся занятия. Дети идут в юные инспектора с удовольствием, им нравится носить форму. Причём как мальчикам, так и девочкам.

  • Бывает так, что причиной ДТП с участием детей становятся не дети, а водители-лихачи и хамы. Как бороться с такими водителями? В частности, как упредить несчастье во дворе?

Артём Шабанов:

  • Есть установленные правила движения транспорта на территории многоквартирных домов, придомовых участках. Скорость автомобилей тем не должна превышать 20 км/час. Более того, на дворовых дорогах преимущество движения принадлежит пешеходам. Но есть отдельная категория автолюбителей, которых я отношу к деградированным элементам общества, которые не хотят понимать опасности своего поведения. Мы пытаемся с ними бороться, но, к сожалению, не можем контролировать каждый двор. В таких случаях призываем жителей обращаться в свои управляющие компании с коллективными просьбами установить неровности на дороге, шлагбаумы, ограждения для детских площадок.

Оксана Барсукова:

  • Хочу добавить, что нужно родителям напоминать детям, чтобы те лишний раз перестраховывались, выходя на улицу. Нужно пояснять, что есть люди, которые не соблюдают правила, поэтому нужно быть предельно внимательно и надеяться в первую очередь на себя. Особенно зимой, когда на дорогах гололёд.

  • Типичная картина для Красноярска: места возле остановок общественного транспорта и находящихся рядом пешеходных переходов заставлены машинами. Из-за них очень часто не видно людей, особенно маленьких, которые намерены перейти дорогу. Что делать с данной категорией нарушителей?

Артём Шабанов:

  • Такие нарушения выявляются ежедневно. Сегодня зафиксировано около 30 тысяч нарушений, связанных с непредставлением преимущества движению пешеходов. На данным момент принят комплекс мер, направленный на усиление ответственности за подобные нарушения. В следующем году вступит в силу новый федеральный закон, согласно которому минимальный штраф за данные правонарушения будет составлять тысячу рублей. Сейчас максимальный штраф за игнорирования знаков разметки всего триста рублей. Кроме того, с июля 2012-го возвращается такая мера пресечения, как эвакуация транспортных средств.

  • Поднимается ли в городе проблема несовершеннолетних за рулём мопедов, велосипедов…

Артём Шабанов:

  • Это действительно стало серьёзной проблемой. Мы столкнулись тут с проблемой не только неадекватного поведения мопедистов и прочих механических средств, но и с определением самого факта состава административного нарушения. Дело в том, что много техники ввезено из-за границы и её конструктивные особенности, характеристики нам неизвестны. Поэтому без помощи квалифицированных специалистов мы, например, не можем установить мощность той или иной марки мопеда иностранного производства, которые необходимы при составлении протокола, выяснения картины ДТП. Надо сказать, что на законодательном уровне этот вопрос уже решён: предусмотрены подкатегории всех механических транспортных средств. Теперь для вождения тех же мопедов будет требоваться наличие водительского удостоверения, которое будет выдаваться после специальной подготовки и сдачи экзамена.

Александр Кобылинский:

  • Мы хотели бы обратить внимание родителей на эту проблему. Конечно, они хотят порадовать своего ребёнка, подарив ему дорогую игрушку, но абсолютно не задумываются о последствиях, несмотря на то, что ребёнок не имеет достаточных навыков управления таким транспортным средством, должным образом не знает правил дорожного движения. Получается, что взрослые сами невольно толкают своих детей на правонарушения.

  • Гололёд - причина роста травматизма на дорогах. Кто должен контролировать ситуацию состояние дорог зимой?

Артём Шабанов:

  • Каждый день экипажи ДПС патрулируют закреплённых за ними участков. В том числе оценивают имеющиеся риски, связанные с погодными условиями: где нужно подсыпать дорогу, где убрать лёд и снег, где установить предупреждающий знак и так далее. Ситуация по городу постоянно контролируется, и информация доводится до дорожных служб.

Александр Кобылинский:

  • Взаимодействие ГБДД и департамента городского хозяйства сегодня полностью отлажено. Это системная работа, которая ведётся круглосуточно.

Родителям необходимо напоминать детям, чтобы те лишний раз перестраховывались, выходя на улицу. Нужно объяснить, что есть люди, которые не соблюдают правила, поэтому нужно быть предельно внимательно и надеяться в первую очередь на себя.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА