Новости

Где в Красноярске помогут одарённому ребёнку?

Где в Красноярске помогут одарённому ребёнку?

Каждый имеет право на чудо Каждый имеет право на чудо

Обращайте особое внимание на рыжих и левшей. Такой совет дал красноярским педагогам Савелий Шальман, заслуженный работник культуры РФ, лауреат конкурса «Лучший преподаватель России 2010 года», на конференции, посвящённой проблемам выявления и обучения одарённых детей.

На мероприятии, организованном специалистами детской музыкальной школы № 1, присутствовали педагоги всех муниципальных учреждений культуры, занимающиеся работой с детьми.

  • Феномен одарённости волновал человечество всегда, - отмечает Людмила Скакун, директор центра психолог медико-социального сопровождения № 5. - Объясняя суть этого явления, исследователи используют различные термины: «наследственность», «дар Божий». Некоторые эксперты, например психолог Джой Пол Гилфорд, считают, что определённые задатки есть в каждом ребёнке, а раскрыть способности к тому или иному направлению творчества может только деятельность. Все дети уникальны, и каждый имеет право на чудо.

Людмила Владимировна напомнила коллегам: опережающие темпы развития ребёнка не обязательно являются признаком одарённости. Истинный талант может раскрыться позднее.

  • Для педагогов и родителей одарённость чада - предмет престижа, - говорит она. - На самом деле работать и жить с такими детьми непросто. Часто они кажутся странными, любят задавать нестандартные вопросы, не стесняясь вступать в дискуссии со взрослыми людьми. Важно создать правильные условия, чтобы из талантливого ребёнка вырос одарённый взрослый. Ведь способности могут угаснуть, и из-за этого человек всю жизнь будет испытывать дискомфорт. Ресурсы одарённого ребёнка требуют соответствующей среды, его мозг не устаёт работать, ему необходима постоянная «пища для ума». Ещё один риск - высокая чувствительность, эмоциональность таких ребят. Кроме того, им не интересно общаться со сверстниками, отсюда возникают сложности в социализации.

Говоря о том, какими качествами обладают одарённые дети, эксперты перечисляют следующие признаки: отличная память, яркое воображение, тонкая психика, обидчивость, обострённое чувство справедливости, высокие требования к себе и окружающим, нетерпимость к готовым решениям.

  • К сожалению, чаще всего по истечении определённого времени такие ребята постепенно выравниваются в развитии со своими сверстниками, - отмечает Людмила Скакун. - Чтобы сохранить и развить талант, необходим индивидуальный подход.

С утверждением «все дети, как минимум, способны», не согласен Савелий Шальман. Распознать настоящий талант сложно.

  • Советую вам обратить внимание на две категории ребят: рыжих и левшей, и это не шутка, - говорит он. - По своему опыту знаю, что во многих случаях эти признаки указывают на неординарность и талант ребёнка. А частые слёзы - на недостаток способностей, плачут по любому поводу дети с пониженным тонусом. Вообще, в работе с одарёнными детьми всё зависит от качеств педагога - его интереса, трудолюбия. Учителю всегда нужно работать над собой, в любых ситуациях он должен быть выше ученика, вызывать чувство уважения у последнего.

Савелий Маркович советуют работать с одарёнными детьми по следующей схеме.

  • Во-первых, необходимо стимулировать интерес ребёнка к тому виду творчества, в котором проявляется талант, преподносить материал понятным языком, - рассказывает он. - Во-вторых, если вы видите, что ребёнок действительно способен в определённой сфере, важно перетащить его на свою сторону. Например, если ученик одновременно занимается и скрипкой, и плаванием, и шахматами и у него явный музыкальный талант, настойчиво объясните и ему, и его родителям, что необходимо серьёзно заниматься одним делом, а не распалять свои силы. Настраивайтесь на волну ребёнка. Хороший педагог - и твёрдый, и гибкий одновременно. Но ученик не должен об этом знать. И, конечно, следите, в чьи руки вы передаёте таланта на дальнейшее обучение. Ведь, повторюсь, его успех зависит в первую очередь от педагога.

«Почему матери хотят, чтобы их дети были талантливыми? Лучше бы желали им счастья…» С этой японской пословицы начала своё выступление Маргарита Бернякович, заведующая отделением специального фортепиано Красноярского колледжа искусств.

  • Заниматься с одарёнными детьми сложно, их не всегда легко понять, - отмечает она. - И далеко не все задатки вырастают в способности.

Маргарита Ивановна называет пять врагов одарённости. Первый - сложившиеся в обществе стереотипы.

  • Самый главный - нет неспособных детей, он был сформирован в советское время, когда избегали индивидуального подхода в воспитании и обучении, боялись создать элиту, - перечисляет она. - Следующий миф: учить одарённых - одно удовольствие, они учатся лёгко и просто. И, наконец, ещё один стереотип: способности развиваются только в деятельности, большое количество занятий разовьёт талант.

Следующие враги одарённости - лень, консервативное воспитание со стороны педагогов и родителей, информационный мусор (Интернет, телевидение) и страх ребёнка перед собственной неординарностью. Есть и те, кто готов отказаться от своего дара, чтобы не выделяться из толпы сверстников.

Заслуженный артист России профессор Красноярской государственной академии музыки и театра Михаил Бенюмов уверен, что между словами «талант» и «трудоспособность в определённой сфере» необходимо ставить знак равенства.

  • Но того числа занятий по специальности, в частности в сфере музыки, которое сегодня получает ребёнок, явно недостаточно, - говорит он. - Вхождение в профессию здесь происходит в возрасте от 5 до 15 лет, позже начинать заниматься музыкой не имеет смысла, настоящим профессионалом не станешь. Та схема, которая работает сегодня, несостоятельна. Сейчас ребёнок обучается в обычной общеобразовательной школе, и только два-три раза в неделю по вечерам в музыкальной. Необходимо вернуть систему специального обучения, чтобы талантливые дети с первого класса уделяли музыке не меньше времени, чем остальным предметам. Только так мы не пропустим поистине одарённых детей.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА