Новости

Трудно ли быть женой гения?

Трудно ли быть женой гения?

Музыковед Вера ТаривердиеваЧай в постель обязателен

Композитора Микаэла Таривердиева нет с нами уже пятнадцать лет. Тем не менее его имя и музыка хорошо известны каждому человеку в России. Больше всего его знают и любят по кино: «Кроль-олень», «Судьба резидента», «Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы, или С лёгким паром»…

Но его киномузыка - это только капля в море. Он - автор многочисленных академических сочинений: опер, балетов, симфоний, хоралов, романсов, музыки камерной и органной. Если честно, об этом мало кто знает. После смерти маэстро рассказать об этом направлении творчества Таривердиева взялась музыковед Вера Таривердиева, вдова композитора. Она делает всё, чтобы музыка её мужа продолжала жить: Вера Гориславовна руководит Фондом Микаэла Таривердиева и Международным органным конкурсом его имени, выпускает диски. В Красноярск она приехала в качестве почётной гостьи III Международного фестиваля «Вселенная - орган», который посвящён 80-летию Микаэла Таривердиева.

  • У Таривердиева очень богатая музыкальная палитра: от популярных мелодий, музыки кино до академических сочинений. Почему вы взяли на себя обязанность популизировать органную музыку композитора?

  • Этому есть несколько причин. Популяризировать музыку кино нет необходимости, её и так знают. Другая музыка, например, оперы Микаэла Леоновича были также востребованы. А его органная музыка хотя и исполнялась, но всё же об этом пласте творчества Таривердиева знают немногие. Кроме того, в последние годы жизни Таривердиев захотел поменять акценты в своём творчестве, он стремился, чтобы его узнали как серьёзного автора. Ещё одна причина, почему я взялась за это дело: в России не было ни одного международной конкурса органной музыки, наш конкурс стал первым. На сегодняшний день уже состоялось семь конкурсов. В этом году в нём участвовали музыканты из 26 государств. Мне хотелось не только оставить в памяти людей имя Таривердиева, но и заявить о существовании органной школы в нашей стране, хотя она до последнего времени не особо признавалась в мире. Когда мы начинали, было видно, что наши органисты отставали. Сегодня же Россия участвует на равных в разных международных конкурсах. В этом году в финал прошли шесть наших органистов. Но проблемы есть до сих пор. В первую очередь, это связано с тем, что в нашей огромной стране мало инструментов - хороших органов. Если взять Европу, то там орган (а то и несколько) есть практически в каждом городе. Но, с другой стороны, у нас есть традиция концертного исполнительства органной музыки. И это имеет свои положительные стороны.

Микаэл Таривердиев - кавказский мужчина, гордый человек, ни разу в жизни не позволил себе взять чужого. Обвинение в воровстве - для него верх унижения.

  • Как Вы относитесь к тому, что музыку Таривердиева сегодня часто «эксплуатируют» в разных в рекламе, новых фильмах?

  • Мы, конечно, продвинулись в вопросах авторского права, но совершенства не достигли. Крупные серьёзные компании запрашивают право на использование музыки, но есть те, кто игнорирует эту процедуру. Как ни странно, но чаще всего нарушают авторские права наши федеральные каналы. Например, уважаемый канал ВГРТК взял и «покрасил» «Семнадцать мгновений весны» и вместе с этим вторгся в партитуру Таривердиева, причём не удосужиля спросить разрешение на это. Они не просто реставрировали фильм, а урезали каждую серию на несколько минут и, соответственно, музыку.

  • А в фильме «Исаев» музыка Таривердиева использовалась легально?

  • Да. «Исаева» сделал замечательный режиссёр Сергей Урсуляк, он был нашим с Микаэлом Леоновичем другом. Он отнёсся максимально уважительно к музыке Таривердиева.

  • А часто Микаэл Леонович отказывался от работы в кино?

  • Иногда. Для него было важно, что за фильм будет, кто снимает. В своё время он отказался писать музыку к фильму Саввы Кулеша «Мёртвый сезон», о чём потом пожалел. Думал, что это будет просто детектив, а картина получилась непростой и сильной. Правда, на тот момент у него была уже работа - писал музыку к «Судьбе резидента» Дормана, и ему не хотелось брать ещё одну картину.

  • А что за история случилась с картиной «Семнадцать мгновений весны», после выхода которой французский композитор Френсис Лэй якобы прислал Таривердиеву телеграмму?

  • Это описано уже тысячу раз, тем не менее этот вопрос задают регулярно. Когда вышел фильм «Семнадцать мгновений весны», один известный композитор решил «пошутить». Он послал на имя Таривердиева в Союз композитор телеграмму на международном бланке, где на французском языке было написало: «Поздравляю с успехом моей музыки в вашем фильме». Это была «шутка» Никиты Владимировича Богословского, который пред смертью сознался в этом. Эта телеграмма пришла Хренникову и имела огласку. Получилась очень некрасивая ситуация - ведь, по сути, Микаэла Леоновича обвинили в воровстве, плагиате. Друзья Таривердиева отыскали Фэнсиса Лэя, который написал мужу, что он не посылал никакую телеграмму по поводу «Семнадцати мгновений весны» и уж тем более не имеет никаких претензий. Это послание Лэя до сих пор хранится у нас дома. Хотя ситуация прояснилась, но пересуды по этому поводу стоили Микаэлу Леоновичу много нервов. Он кавказский мужчина, гордый человек, который до этого написал музыку к сорока фильмам, который ни разу в жизни не позволил себе взять чужого… Он сильно переживал, для него это было очень унизительно.

  • Как ему удавалось сохранять нейтралитет между композиторскими лагерями Щедрина и Свиридова?

  • Он всегда был независимым человеком. Он не обращал внимания на какие-то лагеря, группы. Да, он дружил с Родионом Щедриным, поэтому Георгий Васильевич Свиридов, с которым дружила я, считал его частью щедринского лагеря. Но это было не так: для него было важным принадлежность человека к тому или иному клану, он был нетерпим к неталантливой музыке, а к талантливым людям относился восторженно. В 1987 году он вообще вышел из Союза композиторов, бросив билет на стол.

  • Он допускал Вас в свою творческую мастерскую? Вы имели возможность наблюдать, как он работает?

  • И да, и нет. Например, над музыкой кино он работал дома, в своей студии. Это было слышно и видно. Когда работал над серьёзными партитурами, то садился за чистый стол, у него была только бумага, карандаш, точилка. В этом случае он закрывался.

  • Каково жить с человеком, у которого был абсолютный слух?

  • Для меня - хорошо. У меня тоже абсолютный слух, я закончила консерваторию. Кроме того, мы были на одной волне. Но, правда, не могла, как Микаэл Таривердиев, отличить по звуку, какая вода капает из крана - горячая или холодная. Он не терпел попсы, с трудом выносил даже советскую эстраду. Не знаю, что с ним бы происходило, если бы услышал звуки, которые доносятся сегодня из телевизора или радио.

  • Но неотъемлемая часть нашей эстрады - Алла Пугачёва - пела песни Макаэла Леоновича. Более того, она стала известна, исполнив в «Иронии судьбы»…

  • У них был единичный опыт работы вместе - это работа над «Иронией судьбы». Но до этого он её не слушал и на концерты не ходил. Он работал с Аллой Борисовной, когда она была ещё неизвестна. Когда приобрела популярность, стала ему неинтересна как певица. После фильма они не общались.

  • Сложно ли было с Таривердиевым в быту, учитывая, что Микаэл Леонович был южных, горячих кровей?

  • Люди с разных кровей, темпераментов притягиваются друг к другу. Я, например, родилась в Алма-Ате, Микаэл Леонович - в Тбилиси. Оба города в национальном плане были очень либеральными, поэтому национального вопроса у нас в семье вообще не возникало никогда. На мой взгляд, наш русско-армянский союз был очень гармоничен. Что касается быта, мой муж не был ни аскетом, ни привередой, но он придерживался определённых правил.

  • То есть на столе ровно во столько-то часов должен всегда стоять завтрак?

  • Нет, он вообще не завтракал. Обязательно должен был быть чай, поданный в постель.

  • А наоборот?

  • Такого быть не могло никогда даже в виде исключений. Потому что у каждого в этой жизни своя роль. Мне в своей роли было очень комфортно, потому что Микаэл Леонович был моим человеком.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА