Новости

ВТО — попутный ветер?

ВТО — попутный ветер?

Всё зависит от государственной стратегии

Вступление России в ВТО — процесс, как утверждается, почти завершённый. За время долгого пути были высказаны самые разные, в том числе и полярно противоположные мнения. Мысли сторонников ВТО достаточно очевидны. Так, президент Дмитрий Медведев считает вступление во Всемирную торговую организацию одним из важных шагов на пути к равноправному участию страны в деятельности мирового сообщества.

— Стратегическим направлением внешнеторговой политики России является интеграция страны в мировое экономическое сообщество, — отмечал президент. — Российская позиция в этом вопросе однозначна и последовательна: Россия должна в кратчайшие сроки вступить во Всемирную торговую организацию, но этот процесс должен происходить на стандартных, равноправных с прочими странами — членами ВТО условиях. Условия нашего членства должны в первую очередь учитывать потребности развития отечественной экономики, устранять дискриминацию российского экспорта, облегчать доступ российских товаров и услуг на мировые рынки.

При этом всем очевидно, что устранить “дискриминацию экспорта” можно, лишь отказавшись от аналогичных мер в отношении импорта. То есть открыв всем членам ВТО свободный доступ на российский рынок. Нельзя сказать, что у членов Всемирной торговой организации нет механизмов защиты своих производителей. Такие механизмы существуют: экспортный тариф, антидемпинговые, защитные и компенсационные тарифы. В принципе они позволяют защитить и наш отечественный рынок от наводнения товарами иностранного производства.

Разработчик многих экономических программ Красноярского края, известный экономист Николай Шишацкий, рассуждая о перспективах вступления России в ВТО, всегда приводил в пример КНР. Вступив в ВТО, китайцы не только смогли избежать давления на своих производителей, но и обеспечили им режим наибольшего благоприятствования. При этом зачастую меры, применяемые китайским правительством, весьма отличались от принятой во Всемирной торговой организации практики и вызывали жёсткие дискуссии в этой организации. Тем не менее каких-либо санкций в отношении КНР не последовало.

Противники вступления России в ВТО обосновывают своё мнение следующими соображениями. Сегодня страна и так наводнена импортными товарами. Причём прирост импорта в посткризисный период происходит темпами, невиданными за 20-летнюю историю новой России.

Пример Китая показывает, что ВТО — отнюдь не стихийное бедствие, а инструмент, которым можно ловко пользоваться. Естественно, в неумелых руках он может представлять опасность для самих этих рук.

Одна из причин этого — опережающий выход из кризиса сектора потребительского кредитования. На фоне более длительной стагнации в реальном секторе экономики рост денежных возможностей населения привёл к росту спроса, удовлетворить который оказалось возможным только с помощью растущего импорта.

Некоторые аналитики полагают, что без государственного вмешательства российская экономика в принципе не может быть конкурентоспособной. Значительная часть территории страны лежит в зоне суровых климатических условий. Это требует повышенных затрат на создание и поддержку инфраструктуры, повышенного расхода энергоресурсов. Что в свою очередь ложится на себестоимость произведённой продукции. Таким образом, уравнивание условий с другими государствами, допустим, даже только переход на мировые цены на энергоносители внутри страны, заведомо ставит Россию в более худшие условия в сравнении с европейской, американской, китайской экономиками.

Однако в эту концепцию не укладывается пример достаточно развитой экономики Канады, находящейся в тех же самых природно-климатических условиях, что и Россия.

Пример Китая показывает, что ВТО отнюдь не стихийное бедствие, а инструмент, которым можно ловко пользоваться. Естественно, в неумелых руках он может представлять опасность для самих этих рук. Да и дискриминация российского экспорта, обозначенная многими экономистами, — давняя и печальная реальность. Ещё в 1974 году конгрессом США была принята знаменитая поправка Джексона-Вэника, ограничивающая торговлю с СССР и другими странами социалистического блока. Ни блока, ни СССР давно уже нет, а поправка Джексона-Вэника до сих пор действует в отношении России и стран СНГ. Только в четырёх из полутора десятка новообразовавшихся стран дискриминационная мера была отменена. Запрет не касается Киргизии, Грузии, Армении и Украины. В отношении первых трёх американское дружелюбие было продемонстрировано в связи с участием этих государств в проекте создания евроазиатского транзитного коридора в обход России, Ирана и Ирака. Жест в сторону Украины, как нетрудно догадаться, был связан с “оранжевой революцией”. Так что дискриминация реально существует, и вступление в ВТО можно рассматривать как один из шагов по её преодолению.

Думается, опасения, связанные с тем, что ВТО погубит отечественного производителя, справедливы лишь отчасти. Во-первых, проблем в реальном секторе хватает и сегодня, причём зачастую несмотря на господдержку. Пример отечественного автопрома и, прежде всего, АвтоВАЗа весьма показателен. При самом лояльном отношении государства к своим автопроизводителям граждане этого государства пока что рублём голосуют за машины иностранного происхождения. Однако это совершенно не означает, что вся наша продукция фатально нежизнеспособна.

О том, что качественные товары отечественного производства способны на равных конкурировать с лучшими иностранными аналогами, свидетельствуют не только продажи истребителей и ракетных комплексов в страны третьего мира. Есть примеры предприятий, которые на равных выдерживают давление ведущих мировых производителей, а зачастую и побеждают их. Так, к примеру Дивногорский ДЗНВА выиграл тендер на поставку электротехнической продукции китайской компании, несмотря на то, что именно китайцы сегодня являются одним из лидеров данного рынка. Оценивая перспективы вступления в ВТО для отрасли, директор предприятия Андрей Лопатин отметил, что все крупные мировые производители уже и так присутствуют на российском рынке. ВТО позволит зайти к нам более мелким, не слишком известным игрокам.

Остается опасение, что именно малоизвестные и не слишком ответственные производители завалят наши прилавки низкокачественной дешёвой продукцией. Однако тарифные механизмы ВТО позволяют ограничить приток бросовых товаров по демпинговым ценам. Зато есть возможность работать по единым правилам со всем остальным миром.

В сущности, ВТО — это ни хорошо, ни плохо. На самом деле первично наличие внятной стратегии государственного развития. Если такая стратегия существует, то и Всемирная торговая организация не палки в колеса, а парус под попутным ветром.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА