Новости

Константин Филиппов: «Депутат должен быть не сильнее, а мудрее»

Константин Филиппов: «Депутат должен быть не сильнее, а мудрее»

Этот депутат одновременно один из самых опытных в составе городского Совета, потому что избирался народным представителем ещё в начале девяностых, и один из самых молодых, потому что пришёл в нынешний состав горсовета на два года позже других, во время довыборов. Кроме того, Константин Филиппов много лет проработал в исполнительной власти города и нередко представлял перед своими нынешними коллегами интересы администрации, а поэтому может оценить депутатскую работу с разных точек зрения.

- Константин Михайлович, как депутат со стажем, скажите, чем-то состав начала девяностых и нынешний отличаются друг от друга?

  • Отличаются, и очень значительно. Прежде всего, знанием предмета своей работы. Сегодня в составе городского Совета работают в основном люди, достигшие высот в своей профессиональной деятельности, избранные не случайно, понимающие, что они должны_ _делать как депутаты.

А тому составу, который пришёл после тоталитарного режима, было очень трудно. Был энтузиазм, желание в новых исторических условиях, которые возникли, привнести что-то новое в депутатскую работу. Но при этом не было опыта работы, отсутствовала правовая база. Не было даже Конституции Российской Федерации, её только создавали. И в этом участвовали в том числе красноярские депутаты - на то были соответствующие поручения из Москвы. Не было тогда Устава города, не было закона о местном самоуправлении, не было регламента работы городского Совета.

Была только волна демократии. И абсолютно точно тот состав отражал всю широчайшую палитру мнений, которая появилась в стране и в городе в тот период. Но раз есть волна, неизбежно появилась и пена. Среди депутатов было много демагогов, людей случайных, которые мало что понимали в управлении городом. И эту пену неизбежно смыло. Сначала в 1993 году разогнали Верховный Совет, а потом была прекращена деятельность всей_ _системы Советов в стране. Это было логичное решение. Держать огромные депутатские структуры было совершенно бессмысленно. А они действительно были раздуты: в Красноярске в городской Совет входило 200 депутатов. И представьте: собираются эти две сотни человек, не понимающих в принципе, что они должны делать, каждый начинает доказывать свою правоту. Ни к чему конструктивному это привести не могло. Но принижать роль первого независимого городского Совета нельзя. Именно он заложил основы местного самоуправления в нашем городе.

Кстати, в августе 91-го городской Совет Красноярска стал единственным в крае органом, который однозначно и недвусмысленно поддержал Бориса Ельцина. Мне было поручено выступить на телевидении и озвучить соответствующее обращение. Я бывший прокурор и осознавал последствия такого выступления, а поэтому до прямого эфира поехал к знакомым на склад. Купил мешок вермишели, мешок муки, мешок сахара - в магазине продуктов тогда почти не было. Привёз всё это домой и сказал жене, что после телеэфира могу не вернуться…

- Получается, политическая прозорливость у городских депутатов была уже тогда, Вы выбрали правильную сторону…

  • Это было не политическая прозорливость, а политическое мужество. Оно и в те времена, и сейчас есть далеко не у всех.

- Кстати, сейчас некоторые действующие депутаты горсовета выступают за значительное расширение его состава. Вы эту идею не поддерживаете?

  • Ни к чему хорошему это не приведёт. Это же естественно: принимать грамотные, обоснованные, взвешенные решения большим количеством людей сложнее. Чем больше людей, тем больше мнений. Давайте брать пример с Федерального собрания. Сначала Совет Федерации сократил количество комитетов. Сейчас Государственная дума вдвое уменьшает число своих структурных подразделений. В Госдуме на всю страну у нас 450 депутатов, и пропорции, конечно, должны соблюдаться и в регионах России.

- Раньше местные депутаты были в чистом виде представителями своего округа. Сейчас появилось ещё и партийное представительство. На Ваш взгляд, кто работает ответственнее - тот, кому перед жителями отчитываться, или те, кому перед партией?

  • Партийное представительство сейчас реализуется не только в голосовании по партийным спискам. Партии выдвигают своих представителей и в 18 одномандатных округах на выборах в городской Совет. И фактически все депутаты городского Совета сегодня - представители какой-нибудь партии. И, независимо от того, избран депутат по списку или по одномандатному округу, ему нужно отчитываться и перед избирателями, и перед партией. Такой двойной контроль - это неплохо. И, безусловно, решать проблемы избирателей при поддержке партии, используя её авторитет и влияние, реализуя её программы в своём округе, значительно легче для депутата, чем действовать в одиночку.

К сожалению, партийное представительство в органах власти на местном уровне имеет не только плюсы, но и минусы. Жители в массе своей политически неактивны. Для них важно решение своих житейских вопросов, и когда появляется в городском Совете партийная конкуренция, партийные споры, партийная самореклама - это всё лишнее.

- Но ведь и без партий конкуренция никуда не исчезнет. Каждый будет стараться перетянуть одеяло на свой округ. И так можно никогда не договориться…

  • Это_ _и сейчас существует, каждый депутат старается больше сделать для своего округа, чтобы оправдать ожидания избирателей. А нужно исходить из интересов всего населения. Именно поэтому структура формирования бюджета построена так, что администрация вносит его проект, видя картину в целом и руководствуясь интересами всего города, а не какого-то округа или партии. И депутаты, как правило, ещё до формирования бюджета заявляют о проблемах, которые больше всего волнуют их избирателей. Чаще всего их предложения включаются в проект бюджета, если это вопросы действительно назревшие, требующие обязательного решения.

Когда я избирался, одной из таких проблем было расширение детской больницы № 4 на улице Юшкова. Там катастрофически не хватает площадей, и поэтому было принято решение увеличить больницу почти в два раза. Я и сейчас слежу за тем, как идут работы. Больница эта находится не в моем округе, но там лечатся дети со всего города, и это важный для Красноярска объект. В этом году работы там были приостановлены из-за нехватки средств, но уже на днях во время корректировки бюджета было согласовано выделение дополнительных сумм. По проекту трёхлетнего бюджета, в 2013 году этот объект будет сдан.

И я считаю, что политика, которую проводит администрация города по капитальным ремонтам, реконструкции, новому строительству социальных учреждений - это касается и больниц, и школ, и детских садов, - выверена и максимально учитывает возможности бюджета. И только безответственный депутат может ломать этот баланс возможностей и необходимостей в угоду своим интересам. Депутаты должны соревноваться не в том, кто сильнее и сможет перетянуть бюджетные средства в свою сторону, а кто мудрее и умеет мыслить общими категориями, интересами всего города.

- Лично к Вам как часто обращаются избиратели? Насколько удивляют их просьбы, или всё предсказуемо?

  • Я, как и все депутаты, веду приём избирателей раз в месяц. Кто-то, зная, что по образованию я юрист, приходит за юридической консультацией. Кто-то - просто пообщаться. Но, как правило, люди идут с просьбой решить свои житейские вопросы. После приёма часто вспоминаю булгаковского Воланда, который говорил, мол, люди как люди, только квартирный вопрос их испортил. Годы идут, а квартирные проблемы остаются. Подавляющее большинство обращений - это просьбы в улучшении жилищных условий или коммунальные проблемы.

Совсем свежий пример. Наверняка мало кто в Красноярске знает улицу Станционную. Она относится к моему округу. На ней всего три дома - первый, пятый и седьмой. Два из них попали под снос, а один, такой же ветхий, остаётся. Дом муниципальный, большинство квартир не приватизировано, живут в них пенсионеры. А раз это муниципальная собственность, то и капитальный ремонт - обязанность городских властей. Я обратился с этой проблемой в департамент городского хозяйства. Уже через две недели был решён вопрос по ремонту крыши, а после зимы будет проведён ремонт фасада.

- К кому легче попасть на приём, обратиться с просьбой - к заместителю главы города или к депутату?

  • Это всё зависит от человека. И депутата можно не найти, хотя он должен работать на округе, и заместитель главы может от людей отгородиться. Доступней тот, кто не боится общаться с народом и слушать просьбы жителей.

- А где проще решить проблему человека - обратившись в исполнительную власть или к своему депутату?

  • Казалось бы, ответ очевиден: проще решить проблему в администрации, потому что это исполнительный орган. Там есть соответствующие службы, структуры, есть административный ресурс, есть вертикаль власти. Но целый ряд вопросов не могут решить ни администрация города, ни депутат. Например, никто не сможет выделить квартиру вне очереди или бесплатно - этого закон не позволяет. Есть и другие вопросы, которые не входят в компетенцию местного самоуправления и не могут решаться за счёт средств местного бюджета.

Но если вопрос, с которым обратился человек, относится к сфере городской власти, если депутат изучил бюджет города, если он знает его возможности, программы, которые содержит главный финансовый документ, он всегда сможет помочь избирателю в его просьбе. Главное - знать механизм решения и иметь авторитет.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА