Новости

Почти подвиг

Почти подвиг

Пассажиров на колясках просят к трапу

Что значит для человека в инвалидной коляске совершить дальнее путешествие? Авиаперелёт или поездку на железнодорожном транспорте? Этот шаг, по сути, сродни подвигу - настолько сложно в условиях наших аэропортов и железнодорожных авто и речных вокзалов совершить такую поездку человеку с серьёзными физическими ограничениями.

Татьяна Черкашина в прежние времена регулярно летала самолётом на Дальний Восток. Там находился оздоровительный пансионат, в котором Татьяна получала эффективное лечение по своему заболеванию.

  • Последний раз я летала в 2000 году, всегда одна, родственники сопровождали только до кресла самолёта, - делится впечатлениями об особенностях национальных авиаперевозок инвалидов России Татьяна. - Администрация аэропорта тогда позволяла провожающим помочь мне подняться на борт. Коляску обычно пристраивали на небольшую площадку у кабины пилотов, и это никогда не вызывало возражений со стороны экипажа или недовольства других пассажиров лайнера. Считаю, что в полёте инвалид требует внимания и опеки ничуть не больше, чем любой другой пассажир.

Руководителю организации родителей детей-инвалидов Елене Ниге доводилось сопровождать в авиаперелётах до трёх-четырёх ребятишек в инвалидных колясках.

  • Особенно сложен путь домой, - рассказывает Елена. - Если на пути туда инвалида к трапу обычно доставляет машина медпункта аэропорта, то обратно никто не встречает. Не встречают, даже если была договорённость встретить. А подъём инвалида по трапу в наших аэропортах дело самого инвалида и его сопровождающих. Договариваешься частным образом с носильщиками о помощи инвалиду за энную сумму - и вперёд! Коляски инвалидам позволяют взять в самолёт далеко не во всех авиакомпаниях. В этом случае, когда выходишь из самолёта, то хоть на пол ребёнка сажай, пока коляску получить сумеешь. Инвалиду на больных ногах столько не простоять, а у нас дети с ДЦП, некоторые из них вообще стоять не способны. Это у нас. А у них… Когда мы прибыли в Швейцарию, то нам с высадкой больных детей таможенники помогали!

Наталья Михайлова отправляла своего ребёнка-инвалида на лечение с бабушкой. Особой процедурой стало получение разрешения на припарковку автомобиля, доставившего инвалида на парковку прямо у входа в аэропорт. «Договаривайтесь с таксистами, - сказали ей, - Может, пустят». Пустили! Однако в аэропорту охрана ей не позволила выйти на летное поле, чтобы помочь спустить по трапу больного ребёнка. Сотрудники медпункта подогнали к трапу машину, и невозмутимо взирали на то, как бабушка с помощью добрых людей спускала инвалида по трапу.

Айнуре Сулейманова, помимо того, что она инвалид-опорник первой группы, спортсменка-тудентка.

  • Я часто летаю, в среднем раз в два месяца. То на лечение, то на турниры, - говорит Айнуре.

Так что о том, что аэропорты нашей страны - территория контрастов, девушка знает из собственного опыта.

  • Московские аэропорты теперь готовы к обслуживанию инвалидов, - рассказывает девушка. - Там есть служба, которая встречает инвалида и сопровождает его до места назначения или пересадки. - Но в аэропортах регионов России до сих пор туалеты для инвалидов так построены, что в них коляска не всегда проезжает через дверной проём. У нас девушке дважды приходилось сталкиваться с заявлением экипажа самолёта о том, что без сопровождающего инвалида-колясочника, мол, они не повезут. Невольно сравниваешь сервис, который обеспечивают в аэропорту Симферополя в Украине. Эта страна никак не богаче нашей, но условия и отношение к инвалидам в ней на порядок лучше.

Однако Айнуре учится на юрфаке СФУ и, само собой разумеется, свои права знает. Она требует показать ей нормативный акт, который бы запрещал перевозку инвалидов в самолёте без сопровождающего. Такого закона, естественно, нет.

Отчего инвалидам постоянно задают вопрос: «А вдруг вам в полёте станет плохо?» Но ведь в небе плохо может стать любому пассажиру. На то и страховки, включенные в стоимость авиабилета.

И вот наконец в России появится новый стандарт авиаперевозок для инвалидов. Соответствующее соглашение в этом году было подписано между представителями аэропорта «Домодедово», компанией «Трансаэро», а также Ассоциацией производителей сервисных услуг для пассажиров и Всероссийским обществом инвалидов. В рамках этого соглашения предполагается создать совместную информационную базу по нормативным требованиям и программу специального обучения сотрудников авиакомпаний и аэропортов. Разработчики соглашения надеются на то, что соблюдать данный стандарт станут и остальные воздушные перевозчики и аэровокзалы.

«Мы хотим, чтобы на базе этого стандарта происходила в том числе и сертификация всех транспортных предприятий на соответствие и благодаря этому расширялась возможность пользоваться услугами транспорта для пассажиров с ограниченной мобильностью»,- пояснила в своём интервью одному из федеральных телевизионных каналов генеральный директор авиакомпании «Трансаэро» Ольга Плешакова.

По её словам, в авиакомпании сейчас имеются все технические средства для пассажиров с ограниченной мобильностью. А персонал специально обучен по методикам ведущих зарубежных транспортных предприятий.

Нам же остаётся надеяться, что этот «процесс пойдёт», и новые стандарты авиаперевозок инвалидов будут внедрены и аэропортах нашего края. А подъёмники к трапам и прочие новинки спецавиасервиса появятся после постройки нового терминала в аэропорту «Емельяново». Так что, все улетим?

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА