Общество
Или ипотека, или биатлон
Жители крупных городов России тратят на дополнительное образование своих детей до трети зарплаты. Чаще всего школьники ходят в спортивные секции, занимаются на курсах английского и посещают математические кружки. При этом каждый пятый родитель оплачивает занятия с репетитором. Таковы результаты всероссийского опроса, проведённого школой “Летово”.
Жители крупных городов России тратят на дополнительное образование своих детей до трети зарплаты. Чаще всего школьники ходят в спортивные секции, занимаются на курсах английского и посещают математические кружки. При этом каждый пятый родитель оплачивает занятия с репетитором. Таковы результаты всероссийского опроса, проведённого школой “Летово”.
Исследователи опросили две тысячи человек в возрасте от 31 года до 50 лет. Все они — родители школьников из городов-миллионников.
Выяснилось, что средний чек на допобразование составляет десять тысяч рублей в месяц. Много это или мало? Согласно данным Росстата о средней зарплате, для Москвы это 16 процентов от дохода работающего родителя, в Санкт-Петербурге — почти четверть, в Новосибирске — почти треть.
В Красноярске, где средняя зарплата около 38 тысяч рублей, трата на допобразование, согласно данным опроса, составляет 26 процентов. Впрочем, зачастую эти суммы куда выше. Особенно, если речь идёт о многодетной семье.
Красноярка Юлия Лебедева, мать троих детей, согласилась представить нам смету своих расходов на допобразование.
Итак, старший сын Юлии занимается с двумя репетиторами — по математике (3 600 рублей в месяц) и английскому (2 400 рублей в месяц). Также он проходит платную подготовку к ОГЭ, на что требуется 3 000 рублей ежемесячно. В технопарке подросток занимается бесплатно.
Дочь Юлии ходит на плавание за 1500 рублей и занимается танцами за 3100 рублей в месяц. Младший сын дважды в неделю занимается с логопедом, за что родители ежемесячно платят 2400 рублей, а также поёт в хоровом кружке при садике — за 500 рублей в месяц.
Дополнительным образованием охвачено почти 70 процентов детей. Чаще всего школьники ходят в спортивные секции, изучают английский язык и математику.
— Минимум 16,5 тысячи рублей уходит на дополнительное образование наших детей, — говорит Юлия. — Сумма больше, чем треть моей зарплаты. И это не считая спортивных сборов, платы за участие в соревнованиях и различных олимпиадах, проезда на занятия и так далее. Если честно, даже эту сумму мы вытягиваем с трудом. Мы, два активно работающих взрослых человека с постоянными подработками. У нас ведь есть ряд обязательных платежей: ипотека, квартплата, другие текущие расходы. Позволить больше на образовательные услуги мы уже не можем, хотя дети желают. Дочь хотела бы ещё ходить в художку, а младший сын — играть на скрипке и заниматься спортивной акробатикой. Будем думать…
Юлия рассказала, что старший сын уже был вынужден бросить биатлон, так как каждые спортивные сборы обходились семье в 20 тысяч рублей, а комплект экипировки стоит 30 тысяч. Как говорится, тут или ипотека, или биатлон. Выбор оказался очевидным.
Впрочем, таких, как Юлия в России немало. Каждый пятый опрошенный родитель пожаловался на то, что расходы на дополнительное образование слишком велики для семейного бюджета. Но для ещё большего числа респондентов главной сложностью является логистика. Возить ребёнка на кружки устали 37 процентов родителей. А 28 процентов участников опроса признались, что у детей физически не хватает времени на все секции и кружки.
Кстати, по данным Росстата, дополнительным образованием сегодня охвачено почти 70 процентов детей в возрасте от пяти до 18 лет. Чаще всего школьники ходят на спортивные секции, таких больше половины. Следующий по популярности — английский язык, его дополнительно изучает каждый второй ребёнок. На третьем месте — математика. Также среди наиболее популярных внеклассных занятий: музыкальная и художественная школы, танцы, робототехника и театральная студия.
— Образование — это главная сфера, в которую нужно вкладывать, — уверен Артём Бадюков, председатель комиссии по вопросам охраны здоровья, развитию физической культуры, спорта и туризма Красноярского городского Совета депутатов. — По сути, средства, которые родители направляют на дополнительное образование детей, — это инвестиции в будущее. И треть зарплаты не так уж много, на мой взгляд. Да, услуги сегодня недешёвые, но занятость ребёнка — это лучшее средство профилактики подростковой преступности, наркомании. Чем больше взрослые станут вкладывать средств и времени, а время в данном случае даже важнее, тем лучшего результата можно будет добиться.
Сам Артём Александрович — многодетный отец. Считает, что заниматься детьми нужно с самого рождения. Вкладывать средства не только, чтобы подтянуть какой-то предмет, а в целом в развитие будущей личности.
— Обязательно надо заниматься чтением, посещать культурные мероприятия, — считает Артём Александрович. — Спорт и математика тоже хорошо, но и об эстетическом развитии забывать нельзя.
Сами исследователи также уверены в том, что многие родители под допобразованием подразумевают лишь занятия с репетиторами, но это не должно становиться основной образовательной целью.
“Родители отдают своих детей на дополнительные занятия, чтобы подготовить школьников к ЕГЭ и ОГЭ, однако это решает только краткосрочные задачи — сдать выпускные экзамены, — комментирует результаты опроса Мадлена Шагинян, замдиректора “Летово” по академическим вопросам. — Дополнительное образование должно быть нацелено, в том числе, на развитие универсальных навыков, которые пригодятся школьникам в будущем — коммуникационных навыков, креативности, командной работы, критического мышления. Судя по нашему опросу, родители осознают важность универсальных компетенций, но продолжают связывать успехи детей в будущем с конкретными школьными предметами”.